Рынок мобильных компьютерных устройств на наших глазах претерпевает значительные изменения. Если раньше в качестве альтернативы настольному компьютеру производители предлагали пользователю только ноутбуки, то теперь, со значительно возросшей производительностью переносных устройств и широким распространением мобильных сетей, а также с появлением планшетных компьютеров, у людей появилось значительно больше возможностей для выбора. О том, каким видится сегодняшний рынок мобильных устройств, и о его завтрашнем дне корреспонденту Computerworld Россия рассказал вице-президент Asus, глава бизнес-группы систем в Европе Эрик Чен.
- Что, на ваш взгляд, будет определять вектор развития мобильных устройств в ближайшем будущем?
Сейчас много говорят об облачных вычислениях. Вся информация будет храниться на серверах, а люди будут пользоваться устройствами, способными легко подключаться друг к друг и к сети. Поэтому, помимо традиционных устройств, таких как нетбуки и ноутбуки, мы планируем сфокусироваться еще на планшетных устройствах и смартфонах.
- А как насчет смартбуков? Согласны ли в Asus с мнением, что перспективы данного класса устройств перечеркнуты появлением iPad и других планшетов?
Для начала давайте определимся с терминами, потому что понимание, что такое смартбук, может быть разное у разных людей. И обратим внимание на то, что многие функции разных устройств могут быть объединены в одном устройстве. Например, если мы говорим о ноутбуках, нетбуках, планшетах, то разница понятна. Однако существует определенное количество устройств, которые сложно классифицировать. Если мы определяем смартбук как устройство еще более простое, чем нетбук, с меньшим функционалом, то нужно задаться вопросом, а нужно ли людям так много сложных категорий. Ведь вендор может как угодно определять продукты, но в конечном счете все решает то, покупают его продукты пользователи или нет. Скажем, Apple, о которой так много теперь говорят, тоже в свое время предлагала устройства, которые совсем не покупались.
- Поговорим немного про iPad, буквально взорвавший – теперь об этом можно говорить определенно – рынок мобильных устройств. Брайан Дан, директор одной из ведущих в США сетей супермаркетов электроники Best Buy, недавно заявил, что из-за iPad продажи нетбуков и даже ноутбуков в сети упали вдвое…
С появлением iPad продажи нетбуков в Best Buy действительно сильно упали. Мы знаем об этом не понаслышке, так как Asus является основным поставщиком нетбуков в эту сеть. Но уже во вторую неделю после старта iPad продажи нетбуков стали расти, хотя сейчас их реализуется действительно меньше, чем ранее. Да, iPad и устройства, подобные ему, могут оказывать влияние на рынок нетбуков, но тем не менее такие устройства не исчезнут и люди будут продолжать их покупать. На продажах ноутбуков появление планшетов почти не сказалось, потому что они выполняют совсем другие задачи.
Приведу в пример себя. У меня есть и ноутбук, и нетбук, и iPad. Все эти устройства имеют очень разные сценарии применения; скажем, я никогда не приношу в офис свой iPad, пользуясь им в основном для чтения электронных газет и журналов. Ноутбук я использую в офисе, а нетбук — мой основной компьютер дома.
- Если говорить о функциональном разграничении устройств, то возникает вопрос, продолжится ли эта тенденция в будущем или появится некое универсальное устройство, которое будет одинаково удобным для разных задач. С другой стороны, возможно, именно поэтому со временем пользователи будут проявлять больший интерес к технологиям виртуализации. Какой путь развития вам кажется наиболее перспективным?
Ответ на этот вопрос уже найден. Это концепция облачных вычислений, благодаря которой люди смогут использовать самые разные устройства в любом количестве.
- А что еще ждет пользователей в будущем?
Я не берусь предсказывать, но одна из тенденций – ограничение функциональности устройств. Если раньше производители старались сделать создаваемые ими устройства как можно более функциональными, то сейчас заметно, что популярностью пользуются устройства, которые предназначены не для всего на свете, а для вполне конкретных нужд.
- Почему? Потребители стремятся сэкономить?
Да, люди не хотят платить за то, чем не пользуются. Покупая дорогие продукты, они понимают, что за какие-то функции они переплачивают. Например, при появлении iPad высказывались предположения, что пользователи будут разочарованы его ограниченной функциональностью. Тем не менее Apple продала очень много этих планшетов, и ни у кого не возникает проблемы в связи с тем, что у iPad нет большого жесткого диска и т. д. Люди стали задумываться, что им на самом деле нужно.
- Будет ли осознание пользователем, что ему не нужно иметь максимальное количество функций, воспринято производителями? Или люди будут по-прежнему вынуждены покупать излишне функциональные устройства, потому что у них нет выбора?
Я думаю, пока производители будут предлагать для массового рынка устройства с максимально широкой функциональностью.
- Расскажите о методах биометрической идентификации пользователя, которые применяет Asus? Появилось ли у вас что-нибудь новое в этой области?
Мы используем преимущественно уже известные технологии биометрической идентификации, в первую очередь основанные на считывании отпечатка пальца, совершенствуя их. Например, сейчас уже производится считывание не с верхнего слоя кожи, а с более глубокого, что повышает надежность метода. Кроме того, стоимость решения снижается, и если сегодня мы используем биометрические идентификаторы в основном в корпоративных ноутбуках и в решениях семейства Lamborghini, то в дальнейшем идентификаторами будут оснащаться все портативные устройства, которые нуждаются в защите.
- Останется ли сканирование отпечатка пальцев наиболее популярным способом идентификации или следует в будущем ожидать новых методов?
Вполне возможно, что будут предложены и альтернативные решения. Люди покупают то, что удобно. Если появятся методы идентификации, которые окажутся надежнее и удобнее, чем отпечаток пальца, то они будут использоваться.
- Но сейчас таких методов нет?
На сегодня считывание отпечатка пальцев - лучший метод как по удобству, так и по надежности.