Минуя девятую версию, лица, принявшие это решение, возможно, тем самым хотели подчеркнуть, что новый продукт не только служит целям бизнес-аналитики, но и является платформой для более широкого круга приложений.
Это действительно важный шаг в развитии Cognos, расширяющий сферу его применения, в общественном сознании Cognos до сих пор воспринимался как программный пакет всего с двумя основными функциями — бизнес-аналитика (Business Intelligence, BI) и оценка производительности (Performance Management, PM); он ценился за предоставляемую технически неподготовленным пользователям возможность извлекать необходимые корпоративные данные, анализировать их и составлять необходимые отчеты.
Теперь к BI и PM добавились новые функции, в том числе, прогнозная, или предиктивная, аналитика на основе статистических данных, дополнительные аналитические приложения и средства для управления рисками. Интеграция с ними превратила Cognos 10 в комплексную платформу для анализа данных, причем не только непосредственно в бизнесе, как это было прежде, но и в социальной сфере, здравоохранении и других областях деятельности. Новыми возможностями Cognos 10 обязан прежде всего интеграции с аналитикой IBM SPSS, а точнее, функционалу статистической машины, входящей в состав SPSS. Эта машина интегрирована в Cognos Report Studio, кроме того, в Cognos 10 интегрирован SPSS Modeler, который используется для предикативного моделирования.
Версия 10 интегрирована еще и с WebSphere (Portal и BPM), Lotus (Connections и Mashup Center) и InfoSphere (Metadata workbench и Business Glossary). Интеграция выполнена на базе сервис-ориентированной архитектуры. Основные результаты этой интеграции можно разделить на три группы.
Во-первых, создано единое рабочее пространство, получившее название Business Insight. Внутри него пользователь может обращаться ко всем приложениям, используя для этой цели один общий для них интерфейс. Маркетологи из IBM назвали эту возможность «свободой думать".
Вторую возможность, предоставляемую Cognos 10, они охарактеризовали как «объединение со всеми". Это не что иное, как перенесение актуального сегодня опыта социальных сетей в бизнес-среду. Для решения этой задачи используется встроенное программное обеспечение Lotus Connections, объединенное с InfoSphere. Теперь средствами Cognos 10 можно создавать виртуальные сообщества, связывать специалистов, образовывать сети принятия решений. Сотрудничество в процессе принятия решений может заметно изменить практику ведения бизнеса.
И третье, что вполне естественно, — учет фактора мобильности. Эту часть в IBM назвали "просто делай». Помимо таких очевидных для мобильного пользователя вещей, как поддержка смартфонов, коммуникаторов, планшетов и тому подобных устройств, в Cognos 10 включена несложная, но очень полезная опция Active Report. Ее идея состоит в том, что средствами генератора отчетов создается самораскрывающийся файл, который можно загрузить в компьютер и работать на нем в автономном режиме.
При всех новациях в последней версии удалось сохранить полную совместимость с предшественницей; переход на нее прост и не требует больших трудозатрат. Так, Boeing для перевода 400 тыс. отчетов потребовалось всего шесть дней.
Было бы странно, если бы не появился еще и "Cognos 10 in the Cloud». Хотя это резидентная версия ПО, а не предоставляемая по модели SaaS, и клиенту в общем случае требуется приобрести лицензию, однако разместить его можно как в облаке, так и на месте пребывания самого пользователя; при необходимости возможно переключение из одного режима в другой. Но лицензия может быть и чисто облачной. В тех случаях, когда требуются серьезные вычислительные ресурсы (например, при моделировании средствами SPSS), разумнее скачать данные из облака.
Все, что сделано в Cognos 10, пока ориентировано на структурированные данные. Работы в области контентной аналитики ведутся в рамках направления IBM Content Analytics; в настоящее время это автономная платформа, поддерживающая принятие решений с использованием разных документов, независимо от их формата.
Комментируя старт Cognos 10 в России, руководитель направления по продажам решений для бизнес-аналитики «IBM Россия/СНГ» Сергей Лихарев выразил надежду на то, что новый продукт будет востребован не только бизнесом, но и госструктурами в тех случаях, когда приходится оценивать итоги и прогнозировать действия на будущее.