Европейские следователи подозревают Google в том, что компания злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке онлайн-поиска в целях продвижения других своих сервисов.
В феврале на Google пожаловались три еропейских ресурса — британский сайт сравнения цен Foundem, французский специализированный юридический поисковик eJustice, а также Ciao, приобретенный Microsoft в 2008 году за полмиллиарда долларов еще один британский сервис сравнения цен. (Если Google признают виновной, ее могут обязать выплатить штраф в размере до 10% от выручки за последний финансовый год, то есть до 2,4 млрд долл. — Прим. ред .)
Объектом проверки также станет предполагаемое злоупотребление пунктом об эксклюзивности, содержащимся в рекламных контрактах, согласно которому на сайтах с рекламой, выводимой с помощью сервисов Google, нельзя размещать рекламу из других баннерных систем. Есть жалобы, что Google устанавливает подобные ограничения, заключая партнерские соглашения в сфере рекламы, а также с ИТ-компаниями.
«Подобные расследования не начинаются спонтанно, — полагает Дэн Олдс, аналитик Gabriel Consulting. — Европейские власти наблюдали за действиями Соединенных Штатов в отношении Google и, воспользовавшись американским опытом, сформировали собственную стратегию. И это двусторонний процесс. Я уверен, что Федеральная комиссия по торговле США сейчас пристально наблюдает за действиями Еврокомиссии и будет с большим интересом следить за расследованием».
Олдс предполагает, что конкуренты Google подталкивают американские власти к аналогичному расследованию и что теперь в свете европейской проверки эти требования могут приобрести дополнительный вес: «Уже тот факт, что в Еврокомиссии пошли на организацию формального расследования, достаточен, чтобы по крайней мере привлечь интерес американских регулирующих органов. И скорее всего, следователи подойдут к проверке очень тщательно, учитывая, что дело касается возможно самой известной в мире компании».
Оги Рэй, аналитик Forrester, тоже считает, что европейская проверка может стать очень серьезным испытанием для Google: «Евросоюз, похоже, будет гораздо придирчивее, чем антимонопольные власти США, поэтому Google придется приложить большие усилия, чтобы оправдать себя. Я не считаю Google нарушительницей, но если в компании не смогут доказать, что ее сайты не получают предпочтения перед конкурентными в ее собственных поисковых результатах, то репутация компании серьезно пострадает. Есть сведения, что в Великобритании, например, компания владеет около 85% поискового рынка, поэтому, если в Еврокомиссии сочтут, что Google продвигает свои сервисы через собственный поиск, возможны суровые штрафы и принудительные меры».
Однако даже если это произойдет, по мнению Рэя, Google не утратит господства в Европе, и бизнес компании не претерпит больших изменений. По мнению Роба Эндерле, аналитика Enderle Group, Google не особенно серьезно отнесется к европейскому расследованию, даже если оно повлечет проверки в других регионах: «Помните, как в IBM и в Microsoft, когда у них возникли проблемы с антимонопольным законодательством, считали, что эти расследования удастся пережить? Похоже, Google относится к европейской проверке еще более легкомысленно. Предполагаю, в Google, как и в компаниях, ранее ставших жертвами антимонопольных расследований, не смогут осознать опасности и будут реагировать на проверку очень вяло».
По твердому убеждению Эндерле, никакого расследования в США в отношении Google по примеру европейского не будет: «Я очень удивлюсь, если это все-таки произойдет».