Компания British Petroleum, чтобы сэкономить время на монтаж буровой скважины, проигнорировала рекомендации по безопасности, выданные компьютерной программой, что в итоге привело к катастрофе в Мексиканском заливе, — об этом свидетельствует один из слайдов презентации, подготовленной американской комиссией по расследованию причин аварии.
Упомянутый слайд по ошибке был в течение короткого времени опубликован на сайте комиссии, а затем удален с него. Однако в New York Times опубликовали скриншот слайда, из которого явствует, что BP и ее партнеры — компании Halliburton и Transocean — совершили по меньшей мере восемь «рискованных» шагов ради экономии времени. По заключению экспертов, каждый из этих шагов был «неоправданным».
С помощью предоставленного для BP компанией Halliburton программного обеспечения, позволяющего смоделировать цементный тампонаж, были выявлены серьезные проблемы со стабильностью нефтяной скважины. Система указала на необходимость установить дополнительные центрирующие фонари (приспособления, создающие вокруг обсадной колонны скважины пространство, в которое заливается цемент) в целях безопасности.
В BP заказали дополнительные фонари, но по прибытии их на буровую платформу инженеры по ошибке пришли к мнению, что они неверного типа. Тогда в BP решили продолжать сооружение скважины, но, вместо того чтобы использовать дополнительные фонари, стали принимать другие меры безопасности. В компании также отказались от повторного запуска системы моделирования тампонажа, подвергнув сомнению точность ее показаний.
Когда бурение продолжилось, инженер BP Брайан Морел написал по электронной почте своему коллеге Бретту Кокейлзу письмо со словами: «Кому какое дело. Мы закончили свою работу. Вероятно, все будет хорошо».
Проект отставал от графика. Платформа еще не полностью была введена в действие, а ее эксплуатация уже обходилась BP примерно в миллион фунтов в день.
Комиссия по расследованию аварии ранее заявляла, что решение по поводу центрирующих фонарей свидетельствовало о стремлении поспешно завершить строительство буровой платформы. Однако на недавнем слушании члены комиссии выразили мнение, что BP не жертвовала безопасностью ради экономии денег.
Как явствует из августовской публикации информационного агентства Bloomberg, в BP утверждали, что в Halliburton, стремясь отвлечь общественное внимание от возможной вины компании в произошедшем выбросе, попытались сделать акцент на количестве центрирующих фонарей, использованных BP в скважине Macondo. По заявлению представителей BP, в самой Haliburton не считали, что цементирование скважины не отвечало требованиям безопасности, но подвергали сомнению качество цементного раствора.
В Haliburton воздерживаются от комментариев, а представитель компании Transocean, владельца буровой платформы, заявил: «Transocean никогда не пренебрегает безопасностью ради экономии времени или денег и не делала этого в случае с Deepwater Horizon. Все процедуры на буровой платформе и на берегу были разработаны специалистами BP и осуществлялись под их руководством».
Слайд, о котором идет речь, не демонстрировался на ноябрьском главном слушании, но случайно был помещен на сайте комиссии, — сообщает New York Times. Он предназначался для слушаний, однако в последний момент был исключен из повестки дня.
Представитель комиссии заявил в интервью газете: «Мы хотели, чтобы слайд фигурировал в презентации, и информация из него, я думаю, будет использована в дальнейшем — либо в ходе предстоящей последней встречи комиссии, либо в окончательном отчете».
Пункты, перечисленные в слайде, целиком основаны на результатах проведенного расследования, добавил он. В числе рискованных решений комиссия называет следующие: отказ Haliburton от повторной проверки цементного раствора и от ожидания результатов проверки стабильности пены, невыполнение диагностики скважины специалистами BP, неиспользование цементограммы и неустановка дополнительных цементных пробок в скважину.
Между тем члены следственной комиссии пока так и не выяснили, что произошло с противовыбросовым оборудованием, предназначенным для предотвращения именно таких аварий, которая произошла на Deepwater Horizon. Судебная экспертиза оборудования продолжается.
В документе, который эксперты недавно предоставили комиссии по расследованию, подчеркивается, что в будущем противовыбросовые устройства необходимо оборудовать диагностическими приборами, подобными черному ящику в самолетах. Такие приборы могли бы давать дополнительную информацию в случае выброса, полагают авторы.
В документе также содержится вывод о том, что на буровой платформе нужно было внедрить более совершенные системы оповещения и отслеживания нефтяных разливов, однако необходимые для этого технологии были в спешке разработаны лишь после того, как произошла авария. Сообщения электронной почты правительства США, опубликованные недавно Associated Press, свидетельствуют о том, что американские власти испытывали сложности с определением величины разлива и отслеживанием его роста.