До сих пор умение принимать действительно совместные решения не подводило Шмидта, Брина и Пейджа |
О решении сменить генерального директора компания Google сообщила в тот же день, когда отрапортовала об очередном феерическом квартале, и это заставляет задуматься, не пытаются ли здесь починить то, что и так цело.
Эрик Шмидт, занявший должность генерального директора в 2001 году, передаст бразды правления сооснователю компании Ларри Пейджу в самом начале апреля.
Пейдж будет управлять текущей деятельностью компании и сохранит за собой руководство разработкой продуктов. Шмидт, как исполнительный председатель совета директоров, сосредоточится на «внешних» задачах, таких как общение с клиентами, встречи с представителями власти и переговоры с партнерами. Еще один сооснователь Google Сергей Брин будет заниматься «стратегическими проектами» и особенно новыми продуктами.
Цель намечаемых перестановок — оптимизировать процесс принятия решений, как сообщили руководители компании. Они особо подчеркивали, что Пейдж готов принять на себя обязанности генерального директора и что роли, которые отведены каждому, в итоге устраивают всех действующих лиц. Это еще более укрепит и без того основательное финансовое положение компании, ускорит внедрение технических инноваций и в конечном счете послужит росту бизнеса.
Хорошо, чтобы это было правдой, потому что в противном случае реорганизация может превратиться в руководящее решение космической глупости.
Когда Шмидт занял пост генерального директора десять лет назад, Google была небольшой, хотя и многообещающей компанией, которая специализировалась исключительно на интернет-поиске и не имела бизнес-модели, заслуживающей какого бы то ни было обсуждения. Компанией управляли Пейдж и Брин, блестящие выпускники Стэнфорда, отличные специалисты в области компьютерных наук — и совершенные новички в корпоративном руководстве.
Под началом Шмидта Google, основанная в 1998 году, превратилась в крупнейшую, одну из самых успешных и влиятельных компаний мира, акции которой когда-либо продавались на бирже. Роль Шмидта нередко характеризовали как «отеческий пригляд» за молодыми основателями, имеющий целью удерживать их от каких-либо неожиданных и неосмотрительных шагов.
"За плечами Шмидта большой опыт, и ему Google действительно в значительной степени обязана своим успехом", — напомнил аналитик компании Gartner Рей Валдес.
Ранее Шмидт занимал должности генерального директора Novell и директора Sun по технологиям. Он считался лицом Google, обладая умением держаться на людях спокойно и уверенно. Компанией он руководил в составе «триумвирата» вместе с Пейджем и Брином.
"Присутствие такого человека, как Шмидт, в руководстве Google было крайне важным для компании, и, несомненно, его умение видеть на перспективу играло определяющую роль в принятии решений", — отметил аналитик IDC Эл Хилва.
В компетентных кругах выражают сомнение в том, готов ли Пейдж к выполнению такой титанической работы, как управление одной из крупнейших, мощных компаний, бизнес которой все более диверсифицируется.
"Сомневаюсь, что такая должность, как генеральный директор Google, — хорошее место для обучения навыкам руководства. Я практически уверен, что, если бы Пейдж попробовал устроиться на должность генерального директора какой-либо другой компании, он вряд ли получил бы ее", — предположил Аллен Винер, аналитик Gartner.
Валдес сказал, что хотел бы знать, действительно ли решение Шмидта уйти в тень было добровольным. Безусловно, у него могло появиться такое желание в связи с усталостью после долгих лет напряженной работы. Непонятно также, станет ли назначение Пейджа временной мерой до тех пор, пока не будет найден другой достойный претендент.
Дэнни Салливан из компании SearchEngineLand.com высказал похожие соображения. "Оба сооснователя компании хорошо известны тем, что практически неизвестны — они едва появлялись на каких-либо публичных мероприятиях, вроде крупных пресс-конференций или форумов. Шмитд всегда был 'вызывающим доверие' лицом компании и брал всю подобную работу на себя, а такой труд имеет не только приятные стороны", — отметил Салливан.
Однако само время диктует необходимость изменений в руководстве Google. Десять лет, как заметил Салливан, это "целый век по часам Интернета".
Стив Арнольд, аналитик, возглавляющий фирму ArnoldIT, возложил на Шмидта вину за то, что Google оказалась слишком зависима от бизнеса рекламных объявлений в результатах поиска. "Компания не диверсифицировала прибыль сколько-нибудь существенно", — подчеркнул он. Своими финансовыми успехами Google в значительной степени обязана рекламе, и Шмидт ничего не сделал, чтобы изменить это положение.
Арнольд напомнил также, что Шмидт иногда выступал с публичными высказываниями, которые давали пищу чрезмерно жарким дискуссиям. Были у компании и изъяны в кадровой политике: мало усилий предпринималось для удержания талантливых сотрудников, в результате многие из них перешли на работу в Facebook и другие многообещающие компании.
Организация Consumer Watchdog, критиковавшая Google за ее политику обеспечения конфиденциальности и сделанные в этом ошибки, также приветствовала смену лидера.
"Эрик Шмидт наговорил так много лишнего относительно таких основополагающих вопросов, как обеспечение конфиденциальности, что сам подписал решение о своей отставке", — заявил Джон Симпсон, директор проекта Inside Google, ведущегося в Consumer Watchdog.
Но несмотря на то что Google действительно получает основную прибыль от рекламных объявлений, которые выдаются на страницах поиска и веб-сайтах партнеров, компания существенно расширила сферу деятельности за время руководства Шмидта. Она начала дополнять свой поисковый сервис другими потребительскими сервисами. Нередко такие предложения становились ударом для устоявшихся рынков, как это было, когда в 2004 году появилась веб-почта Gmail.
Компания стала также ключевым партнером целого ряда производителей мобильных телефонов, предложив платформу Android, а также мобильные версии различных сервисов и приложений. Компания вышла и на рынок корпоративного программного обеспечения с пакетом Google Apps, браузером Chrome и операционной системой и имеет все основания для того, чтобы стать провайдером новой персональной компьютерной платформы.
Но Шмидт ответствен и за ряд обвинений, которые предъявлялись Google в минувшие десять лет, в том числе на его счет можно отнести целый ряд случаев, когда компания терпела фиаско из-за проблем с конфиденциальностью, а также иски в нарушении авторских прав от книгоиздателей, медиаконсорциумов и других компаний.
Основной трудностью для Пейджа будет оспорить влияние, которое приобрели некоторые сайты социальных сетей, точнее Facebook и Twitter, вторгшиеся на территорию Google как в части размещения рекламы, так и в части распространения онлайн-контента.
"В стратегии Google есть важное упущение — социальный компонент, — отметил Винер. — Я думаю, естественнее было бы ожидать инициатив по развитию стратегии в области социальных сетей от более молодого генерального директора". Необходимость усилий в направлении освоения социальных сетей сыграла большую роль в замене генерального директора.
Кроме того, Google сталкивается с задачами организации работы в других странах, особенно на таких крупных рынках, какими являются Китай, Индия и Россия, а здесь компания действует с переменным успехом.
"Проблемы, с которыми может столкнуться Google, просматриваются уже достаточно явственно, и компании несомненно нужно обновление", — считает Винер.
Какими бы ни были перестановки в руководстве компании, Хилва выразил надежду, что Шмидт будет участвовать в принятии важных для нее решений.
"Все три руководителя компании эффективно работали как генеральные содиректора, — напомнил он. — Способность принимать действительно совместные решения сослужила им хорошую службу в прошлом. Остается надеяться, что они сохранят этот стиль руководства".