«Когда правительства блокируют нас, мы развиваемся», — написал активист правозащитной онлайн-группы We Rebuild в сообщении Twitter.
Группы наподобие We Rebuild помогают египтянам, оставшимся без Интернета, поддерживать связь с внешним миром посредством стационарных телефонов, факсов и даже любительских радиостанций.
Один египетский провайдер — Noor Group продолжает работу, тогда как остальные по приказу правительства прекратили обслуживание в четверг сразу после полуночи по местному времени. В некоторых регионах также отключены сети мобильной связи. Очевидно, все эти меры призваны расстроить организацию протестного движения страны, добивающегося отставки президента Египта Хосни Мубарака.
«По сути, в Египте сейчас осталось три способа распространения информации — получить доступ к Noor (которому принадлежит 8% местного рынка), позвонить кому-либо по стационарному телефону или воспользоваться коммутируемым доступом в Интернет», — полагает Джиллиан Йорк, координатор проекта Berkman Center for Internet & Society Гарвардского университета.
Египтяне, имеющие модемы для коммутируемого доступа, не могут пользоваться услугами местных провайдеров, но у них есть возможность позвонить за границу, чтобы установить соединение с модемом в другой стране.
Активисты We Rebuild организовали коммутируемый доступ для Египта через номер в Швеции и ведут список других подобных номеров. Информацию о своей деятельности группа распространяет через вики-сайт.
Один из номеров для международного коммутируемого доступа принадлежит небольшому провайдеру French Data Network, сотрудники которого признаются, что им впервые пришлось предоставлять подобную услугу. «С нашим модемом устанавливают соединение каждые несколько минут», — утверждает президент French Data Network Бенджамен Байяр.
Такими телефонными номерами могут, однако, пользоваться лишь те, у кого есть модем и выход на международную связь. Активисты-правозащитники распространяют инструкции по использованию мобильных телефонов в качестве модемов для коммутируемого доступа.
Те немногие египтяне, у которых есть доступ к Интернету через Noor, принимают меры к тому, чтобы их онлайн-активность не регистрировалась. Вскоре после отключения доступа к Интернету в стране операторы сервиса анонимизации Tor Project заметили большой скачок загрузок его программного обеспечения из Египта.
«Мы даже подумали, что на нас устроили DoS-атаку», — признался Эндрю Льюмэн, исполнительный директор Tor Project. Сайт получал до 3 тыс. запросов в секунду, подавляющее большинство которых поступало из Египта. «Количество абонентов Noor, подключившихся к нам, выросло вчетверо за сутки», — добавил Льюмэн.
Даже оставшись без доступа к Интернету, люди находят способы публиковать сообщения в Twitter. В пятницу кто-то создал на сервисе учетную запись и начал размещать сообщения, поступающие по телефону из Египта. Вот типичный пост: «Только что поступил звонок: в Докки на улицах в основном спокойно, полиции не видно. Около Шератона много полицейских грузовиков».
Информация о возможных способах связи также поступает в Египет по факсам. Сочувствующие протестантам публикуют номера факсов египетских университетов и посольств и просят отправлять на них инструкции по использованию мобильных телефонов в качестве модемов.
К протестам подключились участники хакерской группы Anonymous. Они рассылают по факсам в Египте правительственные телеграммы с Wikileaks, свидетельствующие о нарушениях прав человека в период правления Мубарака, пишет журнал Fortune.
We Rebuild описывает себя как «децентрализованную группу сетевых активистов, которые объединили силы для совместного преодоления препятствий, мешающих свободному доступу к Интернету». Группа создала канал IRC для людей, которые могли бы помочь с передачей информации по любительским радиостанциям из Египта. На канале опубликована информация о частоте вещания, за которой следят участники We Rebuild. Создан FTP-сайт для публикации записей радиопередач. Однако пока на упомянутой частоте удавалось принять только сообщения, транслируемые азбукой Морзе.
Аллен Питтс, представитель американской Национальной ассоциации любительского радио, утверждает, что за последние несколько дней голосовых передач из Египта не поступало. Однако он не исключает, что радиолюбители в Египте вещают на коротковолновых частотах, дальности передачи которых хватает только на 50-80 км.
Возможно также, что большинство знакомых с любительским радио в Египте — военные, которые могут быть в оппозиции к протестующим. Не исключено, что выходить в эфир опасаются из-за прослушки.
В период недавних протестов в Иране и Тунисе правительства этих стран блокировали отдельные сайты, но доступ к Интернету в столь крупном масштабе не перекрывался. Однако подобные прецеденты все же были. Как указывает Йорк, в 2005 году правительство Непала отрезало гражданам страны доступ к Интернету, а в 2007-м то же самое произошло в Бирме.