Грег Кволек: «В числе первоочередных задач HGST на российском рынке – увеличение доли в сегментах внешних устройств и накопителей для ноутбуков" |
Когда-то прибыльность для производителей жестких дисков была понятием скорее абстрактным. В условиях нынешнего подъема в глобальной экономике она практически стала нормой. О том, чем живет эта индустрия и как развивается бизнес на российском рынке, мы беседуем с директором компании Hitachi Global Storage Technologies по России, странам СНГ и Восточной Европы Грегом Кволеком.
– Каковы итоги 2010 года для HGST на российском рынке жестких дисков? Можно ли сказать, что кризис окончательно остался позади и бизнес уже вошел в нормальное русло?
Для нас это был рекордный год в плане поставок в Россию, которые перекрыли докризисные показатели. По сравнению с 2009 годом общий объем наших поставок вырос почти на 90%, составив около 1,35 млн штук. По итогам первых трех кварталов, согласно данным IDC, доля HGST на рынке жестких дисков составила примерно 12,9%. В сегменте накопителей для настольных ПК она была чуть выше (около 14%), а на рынке серверных продуктов – значительно выше (около 30%, что соответствует второму месту в рейтинге производителей).
Что касается рынка в целом, то он уже вплотную приблизился к докризисному уровню и в 2011 году должен его превзойти, в том числе и по такому показателю, как степень удовлетворенности клиентов.
– В последнее время среди экспертов нет единого мнения относительно перспектив рынка жестких дисков. Некоторые утверждают, что угрозой ему может стать рост популярности планшетных ПК типа Apple iPad и других устройств с накопителями на основе флэш-памяти. Что вы думаете по этому поводу?
Начну с известной фразы, принадлежащей Марку Твену: "Слухи о моей смерти сильно преувеличены". Конечно, производители жестких дисков не могут себе позволить сегодня игнорировать технологию SSD. У нее, безусловно, есть преимущества, но пока накопители этого типа (как, например, наша серия Ultrastar SSD400S) остаются нишевыми продуктами. Возьмем, к примеру, iPad и его аналоги. В последнее время много говорится о «каннибализации" ими рынка ноутбуков. Но ведь этот рынок тоже растет. Следовательно, растет и рынок жестких дисков для мобильных ПК.
Нельзя не отметить и новые сферы применения жестких дисков – облачные среды, системы цифрового видео, медиацентры, устройства автомобильной электроники и т. д. Растут объемы создаваемых данных. К примеру, фотография и видеозапись в цифровых форматах сейчас доступны очень многим – пока мы беседуем, уверен, где-то рядом создаются терабайты данных. Меняется подход к поставкам жестких дисков: пять лет назад мы только начинали их предлагать производителям ТВ-приставок, а сегодня некоторые из них заказывают по миллиону устройств в год.
Далеко не исчерпаны и возможности технологического прогресса. В разработке находятся как минимум три метода, позволяющие радикально повысить плотность записи данных на магнитном носителе. Это технологии магнитной записи с частичным перекрытием дорожек (shingled magnetic recording), термомагнитной записи (heat-assisted magnetic recording) и побитно-структурированных носителей (bit-patterned media). Так что говорить о закате индустрии жестких дисков, думаю, не приходится.
– Какие факторы в наибольшей степени определяют сейчас динамику поставок в корпоративном сегменте рынка?
В последнее время выбор корпоративного заказчика в пользу того или иного продукта стали в большей степени определять общая стоимость владения (TCO) и надежность, а не цена, как было когда-то. Времена хаотичных закупок прошли, теперь во многих компаниях четко планируют построение ИТ-инфраструктуры и ее последующее наращивание. Конечно, это во многом связано с внедрением облачных вычислений, и все вместе эти факторы способствуют развитию рынка в правильном направлении.
– А как насчет энергоэффективности?
Вообще расходы на электропитание входят в TCO. Кроме того, продукты с пониженным энергопотреблением, как правило, более надежны. Но при этом в России, даже в тех компаниях, где используются тысячи компьютеров, все же не такое значение придают вопросам эффективного использования электроэнергии, как на Западе. Думаю, это связано с ее относительно невысокой стоимостью и отчасти, наверное, с устоявшимися стереотипами. В то же время, если говорить о мировом рынке, то спрос на энергоэффективные решения, безусловно, существует, и в нашей компании работают над его удовлетворением.
– Как в настоящее время соотносятся между собой поставки жестких дисков Hitachi GST для ноутбуков, настольных ПК и серверов?
У нас соотношение объемов поставок накопителей для настольных ПК и ноутбуков в России составляет примерно 80:20, и общая ситуация на рынке, если смотреть по данным IDC, выглядит аналогично. Как вы знаете, в России нет крупных производителей ноутбуков. Поэтому и расклад несколько иной, чем на мировом рынке, где объемы поставок жестких дисков на 2,5 и 3,5 дюйма отличаются незначительно. В структуре наших поставок доля 2,5-дюймовых устройств уже превысила 50%. Объемы поставок серверных накопителей в России у нас составляют около 1%, и это чуть выше, чем по рынку в целом.
– Разделяете ли вы недавние прогнозы, согласно которым уже в текущем квартале 2,5-дюймовым накопителям емкостью 500 Гбайт будет принадлежать 30-35% общего объема поставок жестких дисков, а в следующем – 40%?
В большой степени это лишь предположение, но я все же думаю, что подобные прогнозы излишне агрессивны. Дело в том, что значительная часть 2,5-дюймовых накопителей сейчас уже поставляется как раз производителям бытовых видеоустройств. А для них емкость менее важна по сравнению с другими показателями (например, уровнем шума). Поэтому мне представляется, что в ближайшие два квартала на рынке будут доминировать модели на 320 Гбайт, а черед 500-гигабайтных наступит ближе к концу года.
– Как вы оцениваете возможности перехода к более быстрым интерфейсам жестких дисков в обозримом будущем?
В 2011 году мы увидим переход к новому варианту Serial ATA – с пропускной способностью 6 Гбит/с. В декабре мы представили серию Deskstar 7K3000, а в январе – Ultrastar 7K3000 (в этой серии, предназначенной для корпоративных заказчиков, среднее время наработки на отказ увеличено до 2 млн часов) с поддержкой этого интерфейса. Думаю, он быстро завоюет популярность. Кроме того, рынок внешних жестких дисков уже созрел для USB 3.0.
– Что вы думаете о перспективах гибридных накопителей, совмещающих в себе жесткие диски и флэш-память?
Такие устройства можно рассматривать как один из вариантов, чтобы осуществить идею "мгновенной загрузки операционной системы". Им уже пытались найти применение в ноутбуках. Но мы считаем, что эти опыты были не очень удачны, и пока не собираемся расширять нашу серию Travelstar за счет подобных продуктов.
– Какие модели использования твердотельных накопителей в корпоративной среде вы видите в настоящее время?
Главным образом это задачи с высокой интенсивностью операций ввода/вывода – банковский процессинг, биржевые операции, обработка транзакций, сбор и анализ данных в системах с большим количеством датчиков или сенсоров (например, на производстве). И конечно, это ни в коем случае не классическое хранение данных – для этого лучше подходят другие устройства, в частности жесткие диски. Смысл использования SSD в постоянном частом обращении к накопителю для чтения или записи небольших объемов информации.
– Какие цели на российском рынке стоят перед HGST?
Не открою чего-то нового, сказав, что Россия для нас является одним из важнейших рынков. Наша стратегия предполагает умеренный рост, и главное в ней – чтобы наши решения создавали добавленную стоимость партнерам (дистрибьюторам, сборщикам, пользователям). В рамках этой стратегии мы рассчитываем достичь доли в 20% в сегменте жестких дисков для настольных ПК, 40% – на рынке серверных накопителей, 15 и 25% – соответственно по внешним и мобильным устройствам. В будущем мы хотели бы также сотрудничать с российскими разработчиками, выступая в том числе и в качестве инвестора. Это не значит, что мы готовы начать уже завтра. Но интерес такой есть, и, в частности, к проектам типа "Сколково» мы относимся с большим вниманием.