Мошенничество с использованием мобильных технологий распространяется все шире. Кто из владельцев телефонов не получал SMS-сообщения от якобы родственников с просьбой о помощи или SMS с открыткой, которую нужно скачать по указанному адресу? Сейчас подобный спам все чаще распространяется в сетях мобильной телефонии, и его становится все больше. Злоумышленники поняли, что мобильный телефон — это не только средство связи, но и платежный инструмент, и поэтому стараются заработать на его пользователях. Операторы уже не могут оставаться в стороне, поскольку такого рода «активность" бьет и по их репутации. 8 февраля компания «МегаФон" подвела итоги прошлого года по борьбе с мошенничеством в своей сети мобильной связи.
За 2010 год в "МегаФоне" получили почти 55 тыс. жалоб от своих клиентов на действия мошенников, из них 7 тыс. оказалось связано с рассылками дилеров, еще 7 тыс. — с контент-провайдерами, а оставшиеся 40 тыс. — с действиями третьих лиц, которые не имеют никакого отношения к операторам. И если на дилеров и контент-провайдеров мобильные операторы могут как-то воздействовать посредством заключения специальных договоров, то возможности защиты от самих пользователей мобильной связи у оператора сильно ограничены.
Следует отметить, что в прошедшем году мобильные операторы вынуждены были пересмотреть свои договоры с контент-провайдерами, обслуживающими короткие номера. Эти номера часто использовались мошенниками для получения денег. Ими пользовались как авторы различных блокеров типа Winlock, которые просили для разблокирования операционной системы отправлять сообщения на премиальные номера, так и Java-троянцы, которые загружались под видом открыток и отправляли SMS на короткие номера без ведома пользователей. Были даже зафиксированы схемы мошенничества, когда незадачливые пользователи загружали с torrent-серверов архив с якобы нужной им информацией, который был защищен паролем, получаемым после отправления SMS на короткий номер, и в большинстве случаев, после получения пароля и разархивирования, оказывалось, что архив не содержит желанной информации.
Увеличение числа подобных схем заставило мобильных операторов, в том числе и "МегаФон", пересмотреть договоры с операторами сервисов на коротких номерах, а также информировать клиентов о стоимости сообщений. Наряду с этим компания следила за соответствием рекламных обещаний реальной стоимости SMS, наказывая контент-провайдеров штрафами. Сергей Хренов, начальник департамента по борьбе с мошенничеством, сообщил, что размеры штрафов в некоторых случаях достигали 90% выручки контент-провайдеров. В результате мошенники начали отказываться от использования коротких номеров, предлагая своим жертвам пополнять счет указанного номера мобильного телефона с помощью терминалов мгновенной оплаты — а это уже расценивается как мошенничество со стороны третьих лиц.
Статистика инцидентов с использованием премиальных номеров (звонки и SMS на эти номера стоят дороже, чем на обычные) по московскому филиалу "МегаФон" в декабре 2010 года сильно изменилась по отношению к июню. Если летом 56% инцидентов было связано с блокираторами ПК, то в декабре их доля упала до 16%, а на первое место вышло некорректное указание стоимости услуг за отправку SMS. На втором месте в июне были так называемые псевдоуслуги (14%), доля которых к декабрю сократилась до 2%. Зато в декабре резко выросла доля мошенничества в социальных сетях с использованием мобильных телефонов (14%) и вредоносных программ (13%). То есть угрозы становятся все больше похожими на те, с которыми сталкиваются пользователи персональных компьютеров. Видимо, это связано с тем, что телефоны становятся все ближе к последним по своим возможностям.
"МегаФон" обещает и в дальнейшем защищать своих клиентов от мошенников. В частности, компания планирует предложить в этом году систему, которая будет защищать клиентов и от спама. "МегаФон" продолжит разработку и внедрение других услуг для защиты абонентов, а также будет расширять сотрудничество с правоохранительными органами. В частности, компания собирается предложить совместный сервис с Dr. Web по разблокировке компьютеров — пострадавшие от этого вида мошенничества смогут отправлять SMS на бесплатный номер самого "МегаФона» (5665), с которого будут поступать коды разблокировки, предоставленные компанией Dr. Web.
Распределение инцидентов с премиальными номерами за декабрь 2010 года в Московском регионе. Источник: "МегаФон». |