Как считает Михаил Королев, проректор по учебной и воспитательной работе Московского государственного строительного университета, закономерным итогом этого стало возрастание конкуренции между самими институтами, которые предпринимают активные попытки привлечь к себе абитуриентов, предложив им качественное обучение с использованием самых современных технологий.
При этом многие вузы не намерены ограничиваться установкой компьютеров и проекторов в учебных аудиториях, а стремятся внедрять аудиовизуальные комплексы, позволяющие сделать учебный процесс более наглядным и удобным как для студентов, так и для преподавателей. Например, использование видеоконференц-связи помогает не только внедрить на принципиально ином уровне дистанционное обучение студентов, но и организовывать межвузовские конференции, связывая между собой аудитории учебных заведений, находящихся в разных городах или странах. К тому же сфера применения аудиовизуального оборудования не ограничивается обучением: с его помощью вузы могут решать и другие задачи, например информирования своих учащихся или абитуриентов.
В «простом режиме» работа с интерактивной доской ничем не отличается от использования обычной меловой |
Не проектором единым
Как считает Андрей Лупанов, ведущий менеджер по работе с образовательными структурами компании Polymedia, одним из основных компонентов аудиовизуального комплекса, предназначенного для учебного заведения, может стать интерактивная доска, способная заменить традиционную меловую доску. Даже недорогие модели, например Smart Board 480, позволяют преподавателю и учащимся интерактивно работать с учебным материалом, касаясь поверхности доски пальцем, маркером или любым другим предметом, а встроенный короткофокусный проектор Smart V25 дает возможность демонстрировать мультимедийный контент, в том числе в 3D. Использование же самых «продвинутых» на сегодняшний день интерактивных досок Smart Board 800-й серии позволяет организовать коллективную работу за счет функции множественного касания. При этом разные виды прикосновений (одним или двумя пальцами, ладонью, маркером и т. д.) распознаются устройством как сигнал к вызову определенных функций или инструментов.
Безусловно необходимым компонентом современной учебной аудитории становится проектор. В больших, так называемых «поточных» учебных аудиториях все чаще используются мощные и яркие модели с высоким разрешением и поддержкой формата 3D. И хотя последнее качество, по словам Анатолия Гуляева, заместителя декана факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, пока не имеет достаточно широкой сферы применения — главным образом из-за нехватки трехмерного образовательного контента — в скором будущем, надо полагать, эта проблема будет решена.
В небольших учебных аудиториях более востребованы короткофокусные модели, дающие возможность установить проектор на минимальном расстоянии от проекционного экрана. Также производители предлагают проекторы, которые позволяют обойтись без применения интерактивной доски, снизив тем самым стоимость оснащения аудитории. Так, совсем недавно компания ViewSonic представила короткофокусный проектор PJD7383i, который позволяет заменить интерактивную доску благодаря наличию интерактивного пера и соответствующего программного обеспечения и к тому же поддерживает 3D-формат. Похожие по функционалу проекторы анонсировала Epson. Ультракороткофокусные модели EB-455Wi и EB-465i обеспечивают интерактивное изображение диагональю до 97 и 102 дюйма соответственно, при этом позволяя воспроизводить большое изображение с малого расстояния. Например, изображение диагональю 70 дюймов достигается с расстояния 15,7 см для проектора EB-455Wi и 12,5 см для модели EB-465i. Это дает возможность установить проектор практически вплотную к экрану, а значит, свет проектора не будет ослеплять преподавателя, а тени на экране – отвлекать учащихся. С помощью цифровой ручки, которая входит в комплект поставки, можно создавать схемы и делать пометки непосредственно на проецируемом изображении, и затем сохранять изменения для использования на последующих занятиях.
Удобным дополнением к проектору является документ-камера. Основное ее назначение — мгновенная передача изображения на большой экран, что дает преподавателям возможность демонстрировать учащимся, например, химические реакции и эксперименты, требующие детализации и точной передачи движения.
При проведении лекций для студентов, находящихся в разных учебных аудиториях или обучающихся дистанционно, целесообразно использовать также системы видеоконференц-связи. Учащиеся получают возможность не только общаться с преподавателем в реальном времени, но и совместно работать с электронными документами. Одновременно можно вести видеозапись лекции с последующей каталогизацией ее и внесением в электронный учебный архив вуза.
И конечно, в зависимости от потребностей учебного заведения, аудиовизуальный комплекс может включать такие компоненты, как системы синхроперевода, интерактивные дисплеи для преподавателя и студентов, системы голосования и т. д.
В больших и малых аудиториях
Примером внедрения аудиовизуального комплекса в вузе может служить проект по организации интерактивного образовательного пространства МГУ, который в настоящее время реализует компания Polymedia. Проект, по словам Надежды Бабайцевой, менеджера департамента системной интеграции Polymedia, представляет собой комплексное решение по оснащению высокотехнологичным оборудованием 35 учебных и четырех поточных аудиторий, расположенных на разных факультетах университета.
В каждой из стандартных аудиторий Polymedia установила интерактивную систему Smart Board 685ix с ультракороткофокусным проектором и систему опроса и голосования, которая позволяет студентам отвечать на тестовые вопросы преподавателя, после чего система оперативно обрабатывает полученные ответы и выдает результаты в виде графиков. Рабочее место преподавателя укомплектовано сенсорным дисплеем Smart Podium и документ-камерой Wolf Vision, а на его компьютер установлено ПО Smart Sync, которое позволяет проводить мониторинг процесса обучения, следить за тем, что происходит на компьютере каждого студента, блокировать приложения и доступ в Интернет, а также организовывать студентов в группы для выполнения совместного задания за своими компьютерами. Кроме того, аудитории оснащены системой видеоконференц-связи LifeSize, интерактивными дисплеями Flame для отображения видео во время сеансов видеоконфренц-связи, а также 3D-проектором Mitsubishi и аудиооборудованием.
В каждой из поточных аудиторий Polymedia установила три интерактивные доски Smart Board 685ix, объединив их в единое информационное пространство, один большой экран коллективного пользования, 3D-проектор Digital Projection, систему видеоконференц-связи LifeSize, два дисплея Flame, дисплей Smart Podium и документ-камеру, а также систему синхроперевода, аудиосистему и микрофоны. При этом в поточных аудиториях оборудование может работать в нескольких режимах, начиная с классического, когда преподаватель работает маркером или пальцем на интерактивной доске, как на обычной меловой, и заканчивая работой в режиме видеоконференции, когда интерактивные доски служат полем для совместной работы в ходе удаленного занятия или лекции.
Новое оборудование, считает Гуляев, предоставляет преподавателям Московского университета принципиально новые возможности для организации учебного процесса, однако пока еще не все преподаватели смогли освоить его полностью. Есть и другие проблемы, которые надо будет решить вузу и компании для того, чтобы проект можно было считать полностью и успешно завершенным.
На пороге вуза
В Московском государственном строительном университете аудиовизуальное оборудование используется для организации работы приемной комиссии. Аппаратно-программный комплекс, разработанный для МГСУ компанией Auvix, состоит из системы коллективного отображения информации, системы электронной очереди и навигационных информационных киосков. Для отображения информации в университете используется профессиональная плазменная панель Panasonic диагональю 85 дюймов с разрешением Full HD. Ресурс работы панели составляет более 100 тыс. часов, с фронтальной стороны ее матрица защищена закаленным стеклом, которое имеет достаточную прочность для того, чтобы противостоять умеренному ударному воздействию, что снимает необходимость дополнительной защиты панели, установленной в месте значительного скопления людей.
Система электронной очереди представлена двумя напольными терминалами с сенсорными ЖК-экранами диагональю 19 дюймов, главным информационным табло, табло рабочих мест, пультом оператора очереди и соответствующим программным обеспечением. Работает она следующим образом: абитуриент на терминале с сенсорным экраном, установленным в холле вуза, выбирает желаемую специальность, после чего распечатывается талон электронной очереди. Когда очередь абитуриента подходит, номер его талона высвечивается на главном информационном табло. Сотрудник приемной комиссии видит в окне программы обслуживания клиентов, что посетитель ждет, и нажимает кнопку вызова, после чего на главном информационном табло и на табло рабочего места начинают мигать номер талона абитуриента и номер окна оператора, к которому приглашается посетитель.
Основной задачей сенсорных киосков является предоставление нужной информации абитуриентам, студентам и другим посетителям МГСУ. В них содержатся данные о факультетах, расписаниях, местоположении аудиторий, актуальных событиях, анонсах мероприятий и т. д. Кроме того, киоски, по словам Елены Безруковой, руководителя отдела развития бизнеса департамента системной интеграции компании Auvix, способны осуществлять анкетирование посетителей с помощью сенсорных терминалов, что позволяет получать информацию для развития образовательных процессов.
«Мы уже опробовали новую систему в дни открытых дверей, и нам понравился результат», — заявил Королев. И хотя, по его словам, главное испытание – работа системы в период подачи документов в вуз абитуриентами — еще впереди, она зарекомендовала себя как эффективная и одновременно наглядная и простая в освоении. Недостатком системы сейчас является необходимость обновления ее в ручном режиме, но в будущем, по словам Королева, планируется дополнить ее компонентами, которые позволят вносить необходимую информацию, например, о проведении консультаций или правилах приема в вуз, в автоматическом режиме.