До сих пор экспорт подобных продуктов не подлежал контролю со стороны какой-либо общеевропейской властной структуры: решение об экспорте принималось на уровне индивидуальных стран — участниц Евросоюза.
По словам Йорга Лейхтфилда, резолюция Европарламента касается технологий и цифровых устройств, предназначенных для прослушивания мобильных телефонов, перехвата SMS и слежки за использованием Интернета. Фото: spe.at |
Теперь же законодательная резолюция, выдвинутая австрийским парламентарием Йоргом Лейхтфридом, отменяет общеевропейское разрешение на экспорт телекоммуникационных технологий, которые могут быть использованы для нарушения прав человека, демократических принципов или свободы слова. Как объясняют представители Европарламента, данная ревизия касается «технологий и цифровых устройств, предназначенных для прослушивания мобильных телефонов, перехвата SMS и слежки за использованием Интернета».
Это означает, что теперь компании, желающие экспортировать технологии двойного назначения, должны получить на это разрешение от европейских властей. Лейхтфрид полагает, что данное ограничение является хорошей, но недостаточной мерой для укрепления контроля над экспортом таких технологий: «Можно было бы предпринять еще более серьезный шаг — ввести систему предэкспортных уведомлений, но, к сожалению, соответствующая поправка не получила большинства голосов в парламенте».
Новые правила снижают риск попадания чувствительных технологий в руки властей Китая, России, Индии и Турции, а также в страны, на которые распространяется эмбарго на поставки вооружений. Однако новые правила не допускают тотального запрета на экспорт: компании обязаны сами отчитываться о каждой экспортной сделке, разъясняет парламентарий Мариэтье Шааке.
Крупные технологические компании не создают в этом отношении проблем, полагает она. А вот небольшие предприятия, разного рода филиалы и дочерние компании условия своих экспортных сделок часто предпочитают не раскрывать. «Корпоративные интересы в данном случае не должны преобладать, — уверена Шааке. — Крупные технологические компании пообещали следить, чтобы подобные сделки не совершались».
Как и Лейхтфрид, Шааке полагает, что ограничения должны стать еще более строгими: «Например, можно было бы создать публичную базу данных, в которую компании должны вносить отчеты о планируемых ими экспортных сделках».