Александр Микоян видит большие перспективы в продвижении продуктов приобретенных компаний — Vertica и в особенности Autonomy |
Здесь как раз все неплохо — доход HP остался практически на прежнем уровне и составил 127,4 млрд долл. Кризис в HP был совсем иного свойства — кризис самоопределения.
Весной Лео Апотекер, занимавший тогда пост генерального директора, анонсировал обновленную стратегию HP с ориентацией на WebOS, облака и программное обеспечение. По сути, HP позиционировалась как софтверную компания. Несовпадение стратегии с реальной основой бизнеса привело к кризису. Он был преодолен с назначением в сентябре нового президента и генерального директора — Меган Уитман. Место и роль HP на рынке было сформулированы предельно просто и рационально: «HP – крупнейший в мире поставщик ИТ: оборудования, программного обеспечения, услуг и решений для конечных пользователей и организаций любого масштаба». Это позволило разрешить и другой кризисный вопрос: что делать с подразделением HP PSG – продавать, выделять или оставлять? Какие же решения для пользователей без персональных систем? Было решено оставить это крупнейшее по объему продаж подразделение HP, на которое приходится 30% ее оборота, в составе компании.
Неизвестно точно, как сказалась неопределенность в судьбе PSG на ее деятельности, но наверняка не лучшим образом. В результате подразделение персональных систем стало единственным, чьи продажи упали — на 3% по сравнению с предыдущим финансовым годом. Наиболее успешными оказались подразделения финансовых услуг и программного обеспечения — их доход вырос на 18%. Впрочем, доля последнего вида бизнеса в общем обороте невелика и составляет по 3%. Как объяснил Александр Рославцев, финансовый директор HP в России, экономический кризис способствовал спросу на такого рода услуги в связи с усложнением получения кредитов и нехваткой собственных средств у компаний.
Александр Микоян, генеральный директор HP в России, видит большие перспективы в продвижении продуктов приобретенных компаний — Vertica и в особенности Autonomy. Решения последней использует 80% компаний из числа Fortune 500, и ни одной российской. И Vertica, и Autonomy специализируются на работе с Большими Данными: первая — со структурированными, вторая — с неструктурированными, а на них приходится 85% всех данных. Во многом за счет приобретений оборот HP Software вырос столь значительно (помимо названных, HP приобрела Fortify Software, специализирующуюся в области защиты информации).
Весьма неплохие результаты показало подразделение серверов, систем хранения и сетевого оборудования — его оборот вырос на 9% и составил 22,24 млрд долл., а доля в обороте HP достигла 17%. В соответствии с корпоративной политикой HP перестала называть абсолютные цифры продаж по регионам (а с наступлением мирового экономического кризиса — даже относительные показатели), поэтому об успехах компании на российском рынке можно судить только по косвенным данным. Например, по оценкам IDC, которые привел Роберт Фариш, генеральный директор IDC в России и СНГ, в первом полугодии 2011 календарного года HP занимала первое место на рынке серверов стандартной архитектуры с долей 50% и второе место — на рынке систем хранения данных с долей 25%.
С приобретением EDS несколько лет назад оборот сервисного подразделения удвоился — оно стало вторым по объему продаж. Его оборот в 2011 году составил почти 36 млрд долл. По каким-то причинам деятельность его российского отделения не была отражена в итоговом пресс-релизе по результатам года. Между тем, по данным IDC, дела у него идут в России весьма неплохо — оно занимает шестое место среди всех поставщиков ИТ-услуг на российском рынке и первое место среди западных вендоров. Как заявил Микоян, от лидерства на российском рынке по объему услуг его отделяют «какие-то 200 тыс. долларов» — всего один крупный проект.
Достижения подразделения устройств печати и цифровой обработки изображений озвучил Алексей Ерохин, руководитель направления поддержки корпоративных продаж. Мировой оборот IPG за отчетный период составил около 25,8 млрд долл. (19% общего), оставшись на прежнем уровне, прибыль составила почти 4 млрд долл.
В России компания, в соответствии с данным IDC по результатам четырех кварталов — с четвертого квартала 2010 года по третий 2011-го (2011 финансовый год HP), стала лидером рынка во всех категориях: лазерные принтеры, струйные принтеры, лазерные МФУ, струйное МФУ; широкоформатная печать — ей принадлежит 44% в штучном выражении (на 5 процентных пунктов больше, чем за аналогичный период прошлого года). Рост продаж компании за указанный период составил 23%, при том что в целом рынок не восстановился; за четыре квартала было отгружено 4,185 млн устройств против 5,183 млн за аналогичный период предкризисного 2008 года. Причем в третьем квартале 2011 года в сегменте лазерных принтеров и МФУ доля HP составила рекордные за последние годы 53 и 44% соответственно.
Не прекращала HP борьбу с неоригинальными расходными материалами, как юридически, так и посредством информирования пользователей о том, чем оригинальные расходные материалы лучше продукции третьих фирм, поддельных или перезаправленных картриджей. И как отличить одни от других при покупке частным лицом или приемке заказанного товара корпоративным пользователем.
В технологической области Ерохин отметил взаимопроникновение технологий из разных сегментов издательского дела, ставшее возможным благодаря решениям HP Indigo и HP WebPress; распространение «мобильной печати» — технологии HP ePrint и HP AirPrint дают пользователям возможность осуществлять печать посредством любых совместимых устройств в зоне действия сети со своих коммуникаторов, планшетов и ноутбуков. Компания представила открытую программную архитектуру, на базе которой разрабатываются новые устройства. Ее преимуществом является реализация новых функциональных возможностей устройств с использованием единого языка программного кода. Независимые разработчики теперь могут писать приложения для устройств печати, подобну тому как создаются решения сторонними разработчиками на платформах Android и iOS.
Что касается перспектив рынка печати в целом, то в них Ерохин уверен, несмотря на рост популярности систем электронного документооборота и «электронизацию» правительства. По его словам, требования государства таковы, что без бумажных документов обойтись невозможно. И это положение сохранится до тех пор, пока не будут решены вопросы электронного документооборота и законности применения электронных документов в юридических разбирательствах. Поскольку по статистике объем корпоративных данных каждые пять лет удваивается, то, даже если доля распечатываемой информации будет сокращаться, количество страниц в абсолютном выражении будет увеличиваться.