Дмитрий Трутнев: «Нам нужно не электронное, а эффективное правительство» |
О существенных отклонениях от правильного пути говорят результаты ряда исследований, которые были представлены на прошедшей 12 октября в Санкт-Петербурге конференции «Электронное правительство в информационном обществе». Ее организатором выступил Центр технологий электронного правительства Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО).
Аналогии с коммерческими предприятиями напрашиваются, начиная с заявленных целей: в компаниях, например, внедрение осуществлялось ради внедрения, а также для того, чтобы понравиться потенциальным инвесторам. Дмитрий Трутнев, заместитель директора Центра технологий электронного правительства НИУ ИТМО, представил в качестве ложных ориентиров позиции России в различных мировых рейтингах. В частности, он отметил, что в программе «Информационное общество» (2011-2020 годы), которая фактически включает в себя программу «Электронное правительство», ключевым целевым индикатором является «индекс Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий». Подобный ориентир, по его мнению, слабо связан с эффективностью.
«Нам нужно не электронное, а эффективное правительство», — считает Трутнев.
Как правило, составители рейтингов имеют недостаточную, искаженную или устаревшую информацию. Поэтому то, что по итогам 2011 года в рейтинге электронного правительства, представленном ООН, Россия совершила рывок с 59-го на 27-е место, совсем не означает, что всего за год произошел какой-то невероятный прогресс. Основная причина в том, что его составители получили информацию, которой прежде не имели.
Аналогия прослеживается также в отсутствии комплексного подхода, которое было характерно для коммерческих предприятий в конце 90-х — начале 2000-х. Например, исследование готовности госслужащих Петербурга к использованию технологий электронного правительства, проводимое в последние два года Центром технологий электронного правительства НИУ ИТМО, показало, что узким местом и тормозом для повышения эффективности работы органов власти является низкая квалификация пользователей.
Новые технологии и старые процедуры
Анна Трахтенберг: «Внедрение технологий в органах власти Свердловской области происходит без изменения регламентов работы чиновников» |
Результаты исследования, проведенного на Урале, также говорят о важности обучения всех госслужащих. Однако в Свердловской области данная проблема не является основной.
«Мы выяснили, что технологии внедряются, а прописанные процедуры работы чиновников остаются прежними. В то же время для госслужащих самым важным является следование этим процедурам. Кроме того, занимаются электронным правительством все руководители, но при этом неизвестно, с кого спрашивать результат. Неразбериха возникает и из-за того, что возможности конкретных чиновников не согласованы с поставленными перед ними задачами», — утверждает Анна Трахтенберг, старший научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения РАН.
Опять же уместно вспомнить о том, что в коммерческих компаниях 10-15 лет назад распространенными были попытки внедрения информационных систем без корректировки бизнес-процессов, а за успех соответствующих проектов отвечали только ИТ-специалисты, не имеющие рычагов для преодоления сопротивления.
Проблема адаптации технологий к чиновникам сама по себе не говорит о какой-то отсталости России. Ссылаясь на авторитетный американский источник, Трахтенберг рассказала, что 80% заявок на патенты в США подается в электронном виде, но затем они распечатываются и циркулируют в бумажном виде.
По словам Радомира Болгова, старшего преподавателя кафедры мировой политики факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, не все работает и в электронном правительстве Германии.
Красивый проект
На прошедшей конференции докладчики в основном делали акцент на том, что не получается в России и за рубежом, почти не говоря об имеющихся положительных результатах использования технологий электронного правительства. Исключением стало лишь представление успешно функционирующей интерактивной площадки взаимодействия граждан с властью «Красивый Петербург».
Данный проект является волонтерским и не имеет государственного финансирования. Тем не менее благодаря ему появилась возможность правильно оформлять и подавать в электронном виде предложения и жалобы граждан, касающиеся преимущественно благоустройства территорий города. Почти 100% из 2200 обращений были приняты и рассмотрены администрацией Петербурга, около 10% проблем было решено в течение одного месяца и 50% — в течение трех месяцев.
Остальные, как правило, либо потребовали больше времени, либо отложены на неопределенный срок по объективным причинам. По словам создателей проекта, оперативность решения проблем была бы намного выше при наличии отлаженного электронного документооборота внутри правительства Петербурга.