Елена Плетнева: «Для решения психологических проблем стоит для бухгалтеров контрагентов выпустить соглашение об использовании электронного документооборота» |
За это время 38 компаний зарегистрировано как операторы СЭД, которые имеют право передавать электронные счета-фактуры между своими клиентами. Еще два оператора подали заявки. В общей сложности, ФНС России насчитала 105,5 тыс. юридических лиц, которые изъявили желание обмениваться электронными документами. Впрочем, по заявлению Дмитрия Краснова, заместителя начальника управления информатизации ФНС России, около 97% всего трафика электронных документов генерируют шесть операторов: СКБ «Контур», «Такском», «Такснет», «Тензор», «Корус Консалтинг» и «Гарант Эксперсс». Они активно занимаются продвижением своих услуг и электронного взаимодействия компаний.
Типичной схемой внедрения электронного взаимодействия является перевод крупной компании со всеми связанными с ней средними и мелкими поставщиками и дилерами на новую форму коммуникаций. Инициатором перехода является именно крупная компания, которая желает снизить расходы на бумажный документооборот: распечатку, доставку и хранение бумажных документов, которых у нее довольно много. По оценкам аналитиков, стоимость обработки одной сделки в бумажном виде составляет от 60 до 80 руб., в то время как электронная обойдется в 5-10 руб. В некоторых случаях крупной компании удается безболезненно и добровольно перевести контрагентов на электронный обмен документами, хотя чаще для этого приходится применять определенное давление.
Следует отметить, что в Европе электронный документооборот используется уже достаточно часто. Впереди идут Скандинавские страны, где взаимодействие с государством на 100% выполняется в электронном виде, а межкорпоративное — в 90% случаев. В Европе действуют уже порядка 150 операторов СЭД, каждый из которых использует собственный формат представления отчетности. Тем не менее проблем по представлению этих документов в госорганы не возникает. В России ситуация несколько иная — некоммерческое партнерство «Разработчики и Операторы Систем Электронных Услуг» (РОСЭУ) разрабатывает единый формат представления электронных документов, который позволил бы обеспечить так называемый роуминг электронных документов — взаимодействие между собой клиентов разных операторов систем электронного документооборота. РОСЭУ рассчитывает разработать формат для представления в электронном виде договоров между компаниями с наборами необходимых реквизитов. Впрочем, уже сейчас, по словам Елены Плетневой, главного бухгалтера группы компаний HeadHanter, их организация взаимодействует в электронной форме с контрагентами с использованием документов в произвольной форме, прибегая для этого к услугам оператора «Такском».
Конечно, после первого года подводить итоги внедрения электронных счетов-фактур рано,тем не менее есть определенные проблемы при внедрении электронных финансовых документов. В частности, сказываются и психологические проблемы, и отсутствие инфраструктуры доступа, и неудовлетворенность функциональными возможностями существующего ПО. Кроме того, в некоторых компаниях сложилась практика начисления НДС задним числом в момент продажи конечным покупателям, хотя по требованиям закона НДС начисляется во время отгрузки со склада, которая обычно проводится по оптовой цене. Электронные документы строго фиксируют время подготовки накладной и счета-фактуры, поэтому для правильного начисления НДС приходится в дальнейшем корректировать счета, чтобы не было претензий у налоговой инспекции. Далеко не все сотрудники ГИБДД оснащены средствами проверки электронных накладных на транспортируемый груз. Так что пока есть некоторый набор документов, которые еще долго не будут переведены в электронный вид. Тем не менее сейчас найдется немало компаний, для которых перевод документооборота в электронный вид будет эффективным.