Тимур Фарукшин: «Несмотря на боязнь потерять свои личные данные и на осведомленность об ответственности за использование нелицензионного софта, почти 80% пользователей продолжают считать, что экономия перевешивает все риски от использования контрафакта» |
Как заявил руководитель направления по продвижению лицензионного программного обеспечения Microsoft в России Дмитрий Береснев, данные корпорации свидетельствуют о том, что в прошлом году уровень пиратства в России перестал снижаться, и мнение пользователей о том, что нелицензионного программное обеспечение является самым экономичным вариантом, по-прежнему превалирует.
Пользователи ошибаются, уверен директор по консалтингу российского офиса IDC Тимур Фарукшин. Он представил на круглом столе результаты исследования, которое было проведено аналитической компанией в конце 2013-го — начале 2104 года в 11 странах, в том числе в России, и включало опрос как домашних и корпоративных пользователей, так и руководителей компаний и ИТ-служб. Подсчитано, что потери отечественных компаний от использования нелицензионного ПО в 2014 году вырастут на 10% по сравнению с прошлым годом и суммарно составят 20 млрд долл., а расходы пользователей возрастут на 25% и составят около 1,1 млрд долл.
То, что приобретая нелицензионный софт, пользователи – как частные, так и корпоративные – подвергают себя серьезному риску, уже не нуждается в доказательствах, считает Береснев. По его словам, связь между производителями пиратского софта и киберпреступниками очевидна. Этот вывод подтверждают и исследования IDC, сообщил Фарукшин. Так, по данным агентства, распространяемый в Интернете контрафакт заражен вирусами в 76% случаев. 68% пользователей заносят в свой ПК троянец, активируя нелицензионный ключ к программному обеспечению. Кроме того, покупая десктоп или ноутбук в сомнительных розничных точках, люди зачастую поддаются уговорам продавцов установить на ПК «левые» программы, и в 56% случаев они оказываются зараженными, добавил Фарукшин.
Ситуация усугубляется тем, что пользователи не относятся должным образом к вопросам обновления сервисов безопасности, считают в IDC. По данным исследования, 53% домашних пользователей в России пренебрегают установкой таких обновлений и – что еще удивительнее – аналогичным образом поступает 28% ИТ-руководителей, сообщил Фарукшин.
Когда не надо жадничать
Использование нелицензионного программного обеспечения по-прежнему приносит массу проблем и помимо риска заражения ПК. Так, в числе самых распространенных респонденты IDC назвали проблемы с работой компьютера, в результате чего пришлось переустанавливать софт. Также они жаловались на замедление компьютера в целом и работы в Интернете в частности.
Но, несмотря на вышеперечисленное, и даже на боязнь потерять свои личные данные, и на осведомленность об ответственности (гражданско-правовой, административной и уголовной) за использование нелицензионного софта, почти 80% пользователей продолжают считать, что экономия денег перевешивает все риски от использования контрафакта, рассказал Фарукшин. При этом обычно даже не рассматриваются другие пути сэкономить – например, используя свободное ПО или облачные версии.
В результате, по оценкам IDC, в 2014 году домашние пользователи потеряют около 1,1 млрд долл. и 80 млн часов на обнаружение и определение проблем, а также восстановление утерянных данных. Это, пояснил Фарукшин, примерно на 25% больше, чем в прошлом году.
Что касается корпоративных пользователей, то они как правило сталкиваются с теми же проблемами, что и домашние. Одна из ключевых проблем в том, что сотрудники по-прежнему часто устанавливают софт на своих рабочих ПК самостоятельно и без ведома ИТ-служб, рассказал Фарукшин. При этом, по его словам, только 14% всех компаний ежедневно осуществляют аудит пользовательских ПК, чтобы выявить несанкционированно установленные программы.
Потери корпоративных пользователей в 2014 году будут неизмеримо выше, чем у домашних. Финансовый ущерб от использования контрафакта, пояснил Фарукшин, складывается из технических, репутационных и юридических рисков (штрафы за использование контрафакта, компенсации правообладателям, незапланированные затраты на софт и т. д.). По прогнозам IDC, около 5 млрд будет потрачено на обнаружение технических проблем и восстановление данных, и почти 15 млрд составит общий объем потерь от утечки информации.
При этом, сообщил Фарукшин, общий объем рынка легального программного обеспечения в России равен примерно 5 млрд долл., а контрафакта – около 6-7 млрд долл. В итоге получается, что компании, экономя на лицензионном софте, в конечном счете теряют вдвое больше из-за негативных последствий его использования.
Эти выводы IDC подтвердил ИТ-директор инвестиционного холдинга «Финам» Николай Рубцов. Недавно ИТ-службой холдинга было проведено исследование, предшествовавшее покупке нового программного обеспечения. Проанализировав затраты от потенциального использования нелицензионного софта, в холдинге пришли к выводу, что суммарный возможный ущерб за год составит около 4 млн долл., или 4800 долл. в расчете на один ПК. Эта сумма включает штраф в пользу правообладателя, незапланированные расходы на приобретение лицензий по решению суда, ущерб от критических сбоев системы, ведущих к остановке одного или нескольких ключевых бизнес-процессов, а также сбоев отдельных пользовательских компьютеров, снижающих производительность труда. При этом планируемые расходы на приобретение легального ПО, по словам Рубцова, составили около 1,3 млн долл.