По словам Сергея Бочкарева, заместителя председателя правления «Лето Банка», решение начать создание этого финансового стартапа было принято в апреле 2012 года, а уже в октябре того же года был дан старт массовому открытию региональной сети. Деньги на запуск банка выделила группа ВТБ. На работы в области ИТ отводилось около трех месяцев. ИТ-департамент состоял всего из одного человека — ИТ-руководителя; соответствующие вопросы были возложены на Бочкарева.
Чтобы в столь сжатые сроки обеспечить ИТ-поддержку бизнеса банка, было решено воспользоваться масштабным аутсорсингом. В качестве генерального подрядчика «Лето Банк» выбрал «Инфосистемы Джет». По словам Владимира Елисеева, генерального директора компании, была сделана ставка на модель аутсорсинга «ИТ-сервисы и компетенции по требованию»: в виде сервисов банк приобретал у своего партнера не только необходимые бизнесу ресурсы, но также знания и компетенции ИТ-специалистов, которые требовались для выполнения тех или иных работ. «Инфосистемы Джет» предоставили банку виртуальное частное облако; некоторые задачи банка решаются с использованием публичных облаков.
С момента запуска «Лето Банк» открыл более 440 центров обслуживания клиентов, также у него имеется свыше1500 POS-точек и стоек продаж. Банк представлен более чем в 430 городах и населенных пунктах (из них свыше 90 – за Уралом) 59 регионов России. Клиентами банка стали 720 тыс. человек. В иные месяцы «Лето Банк» открывал по 25 и больше отделений, свыше 50 точек продаж, увеличивая при этом штат на 250 и более сотрудников. В марте 2013 года удалось открыть 40 новых отделений, а в июле того же года — 222 точки продаж в магазинах и торговых центрах.
У «Лето Банка» по-прежнему нет ни своего центра обработки данных, ни серверного оборудования, да и в ИТ-департаменте сотрудников немного, и это при том что штат сотрудников (включая представителей франчайзинговых партнеров банка) составляет свыше 5 тыс. человек. Все требуемые ИТ-мощности и подавляющую долю знаний и компетенций в области ИТ предоставляют «Инфосистемы Джет» и субподрядчики компании. Функции управления и эксплуатации ИТ находятся на аутсорсинге. Внешним поставщикам также переданы функции службы Service Desk, информационной безопасности, управления субподрядчиками, учета, логистики, инвентаризации ИТ-активов. О создании собственной ИТ-инфраструктуры и ИТ-службы, соответствующей масштабам бизнеса банка, вопрос по-прежнему не стоит, заявил Бочкарев.
«Основная идея была в том, чтобы приобрести в качестве сервиса все, что возможно, и не изобретать велосипед, — рассказал он. — В частности, все, что можно, попытались организовать в облаках».
В своей собственной компетенции банк решил оставить функции поддержки приложений и вторую линию Service Desk. Внутри ИТ-департамента работает и не передается на аутсорсинг служба ИТ-архитектуры.
По словам Дмитрия Назипова, старшего вице-президента, руководителя департамента ИТ банка ВТБ, с момента старта проекта затраты на ИТ в «Лето Банке» составили чуть больше 3 млрд руб. Бочкарев, оценивая экономический эффект аутсорсингового проекта, особо подчеркнул тот факт, что банк платил и платит только за то, что реально использует. Среди других положительных проявлений аутсорсинга он отметил существенное сокращение сроков реализации проектов банка в области ИТ, что достигается в том числе благодаря тому, что не приходится набирать ИТ-персонал, обучать его и затем тратить время и усилия на создание сплоченной ИТ-команды.
«Весь бизнес делают люди и их взаимодействие, — считает Бочкарев. — Нам удалось сплотить воедино ИТ-сотрудников банка и его генподрядчика. Все сложилось — мы вместе решаем наши задачи, видим и понимаем их одинаково. Мы смотрим в одну сторону».