Московский международный салон образования, как заявили его организаторы, особое внимание уделяет инновационным технологиям, которые могут сделать эффективным и более интересным образовательный процесс на всех уровнях — начиная от детского сада и заканчивая университетом. Поэтому в работе cалона приняли участие многие ИТ-производители, представившие свои решения и образовательные программы, а среди выставочных стендов преобладали те, на которых эти инновационные технологии демонстрировались, что называется, в действии. Мероприятие это было активно поддержано со стороны государства — достаточно сказать, что открывали ее министр образования Дмитрий Ливанов и вице-премьер Ольга Голодец.
Одним из активных участников Московского международного салона образования стала компания Intel, которая в рамках выставки провела круглый стол на тему «Поддержка научно-технического творчества молодежи. Чья это задача – государства или бизнеса?». На круглый стол были приглашены как представители ИТ-компаний, так и представители госорганов, а также ряд педагогов, которые обсудили, как привлечь молодежь в ИТ-сферу.
По данным Intel, соотношение спроса и предложения на специалистов в области ИТ по-прежнему остается удручающим. Так, по данным, приведенным в ходе круглого стола представителями компании, в течение пяти ближайших лет спрос составит около 203 тыс. человек ежегодно, тогда как российские вузы профильной специализации выпускают только около 25 тыс. человек каждый год.
Отмечают эксперты и низкую популярность ИТ среди школьников — будущих абитуриентов. Сейчас ЕГЭ по информатике выбирает только каждый десятый школьник, тогда как обществознание, например, для сдачи выбирают 60% учащихся. Как отметил вице-президент EMC Камиль Исаев, подобные данные свидетельствуют о том, что внимание надо обращать не только на качество образования, которое дают вузы, готовящие ИТ-специалистов, но и на повышение престижа самой профессии. По словам Исаева, сейчас у абитуриентов технических вузов очень низка мотивация, отсюда и невысокий интерес к обучению у студентов, и низкая посещаемость лекций и семинаров, и высокий процент отчисленных.
Чтобы заинтересовать будущих абитуриентов, привлечь их внимание к ИТ-сфере, необходимо активно использовать возможности дополнительного образования, считает Исаев. Но, как заметила Анна Лобанова, директор департамента внешних связей Intel в России и СНГ, это можно осуществлять только при активном сотрудничестве бизнеса и государства. В качестве примера Лобанова привела проект создания STEM-центров (STEM — аббревиатура от Science, Technology, Engineering and Math), реализуемый в рамках программы Intel «Раскрываем таланты в каждом». Целью проекта является повышение интереса старшеклассников к изучению точных наук за счет предоставления им доступа к исследованиям, ведущимся на базе научных лабораторий при ведущих вузах. В 2013 году в Москве, Московской области и Приволжском федеральном округе функционировало 78 STEM-центров, а в целом в проекте приняли участие более 2500 школьников, сообщила Лобанова. Она также подчеркнула, что успех проекта и его планируемое расширение на другие регионы стали возможны только благодаря активной поддержке со стороны государства в лице профильного министерства и его региональных структур.
Со своей стороны, государство очень заинтересовано в развитии программ, подобных STEM, подтвердил директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования РФ Александр Страдзе. Он отметил, что знания, получаемые школьниками в их рамках, являются конкурентными и востребованными на рынке труда, поэтому необходимо активнее использовать такие программы в рамках дополнительного образования. Страдзе также сообщил, что это хорошо согласуется с новой Концепцией дополнительного образования, которая будет реализована уже в ближайшие несколько лет. Концепция подразумевает отказ от поддержки учреждений дополнительного образования, в том числе бюджетных, в пользу отдельных программ, реализуемых в них. Соответственно, внимание (и финансирование) со стороны государства будет направлено в первую очередь туда, где могут предложить не только интересные для ребенка, но и востребованные реальным сектором экономики программы дополнительного образования.