Однако аналитики полагают, что предъявленных компанией аргументов недостаточно, чтобы убедить клиентов отказаться от своих стареющих или даже совсем устаревших устройств, а Apple, подобно производителям персональных компьютеров, нужно учиться жить в условиях более долгого, чем предполагалось, цикла обновления оборудования.
«Возникают два основных вопроса, – отметил главный аналитик компании Jackdaw Research Ян Доусон. – Во-первых, какой цикл обновления выбирают для себя люди, активно использующие iPad? И во-вторых, сколько клиентов купили планшеты, использовали их какое-то время, но теперь к ним не притрагиваются? У таких владельцев устройства пылятся в ящике и бывают востребованы крайне редко. Такие пользователи, скорее, всего не поменяют свои iPad уже никогда».
Термин «цикл обновления», под которым понимается промежуток времени между покупкой двух аналогичных устройств, пришел к производителям планшетов из отрасли ПК. Исторически сложилось так, что продажи ПК регулировались именно этим циклом, особенно в бизнес-среде. Прежде средняя продолжительность цикла обновления ПК составляла 11 кварталов, но теперь этот срок постоянно удлиняется.
Аналогичным образом и продажи iPad сократились по сравнению с прошлогодними: в первом квартале — на 16%, а во втором — на 9%. Таким образом, цикл обновления планшетов Apple тоже стал длиннее, чем ожидалось.
Когда iPad только дебютировал, специалисты полагали, что цикл обновления у планшетов будет таким же, как и у смартфонов. В США он составляет около двух лет, поскольку именно на такой срок заключаются контракты, предусматривающие субсидирование продаж. Но оказалось, что цикл обновления планшетов длиннее. Возможно, даже намного.
Дело в том, что мнения аналитиков относительно продолжительности цикла обновления iPad по-прежнему расходятся.
«Он составляет около трех лет», – заявил Доусон.
«Мы полагаем, что в среднем это будет примерно 21 месяц», – высказалась директор компании Kantar Worldpanel ComTech по исследованиям Каролина Миланези.
Однако опрос, проведенный Kantar, показал, что 46% респондентов используют сегодня iPad, которому уже исполнилось от двух с половиной до четырех с половиной лет.
Впрочем, Миланези считает, что более долгий по сравнению с ожидаемым цикл обновления вовсе не свидетельствует о недостатке интереса к iPad. Ведь 54% опрошенных сообщили, что, купив новое устройство, они передают старое кому-нибудь из близких, друзей или родственников.
То же самое говорит и Доусон. В случае передачи другому лицу планшеты продолжают эксплуатироваться. Таким образом, пользовательская база, а значит, и вся экосистема Apple продолжают расширяться несмотря на замедление продаж.
Продажи планшетов в целом, и iPad в частности, помимо цикла обновления, сопряжены и с другими трудностями, начиная от прихода на их территорию смартфонов с большими экранами и отсутствия каких-либо существенных изменений формфактора как внутри сегмента, так и за его пределами и заканчивая снижением интереса со стороны разработчиков по причине запрета на размещение пробных версий приложений и платных обновлений в App Store.
Большинство было бы счастливо, если бы, подобно Apple, могло похвастаться тем, что за последние четыре квартала продано почти 70 млн устройств, но Уолл-стрит всегда интересуют лишь темпы роста, а не абсолютные величины. И не дай бог будет зарегистрирован хоть какой-то спад.
«Планшеты – это не смартфоны, – указала Миланези в заголовке своей публикации в блоге, посвященной опросу Kantar. – В настоящее время цикл обновления у iPad ближе скорее к ПК, чем к смартфонам. Мы видим, что Apple предпринимает отчаянные попытки увеличить продажи, но сегодня с продолжительностью использования планшетов еще больше неясностей, чем два года назад».
Доусон тоже настроен не очень оптимистично: «Выпущенный iPad Air стал крупнейшим обновлением с момента появления оригинальной версии, – заявил он, имея в виду более легкий и тонкий планшет диагональю 9,7 дюйма, поступивший в продажу в прошлом году. – Однако особых успехов Apple это не принесло, поскольку люди не спешат отказываться от уже имеющихся у них устройств».