Что нужно сделать для того, чтобы эти места заполнялись качественными абитуриентами, обсуждалось на круглом столе «Будущее российского ИТ-образования: новые форматы школьного обучения», организованном в середине декабря газетой «Ведомости» при поддержке российского офиса Samsung. В нем приняли участие представители государственных, муниципальных и региональных структур, ИТ-компаний, школ, иных организаций, причастных к процессу обучения информационным технологиям.
Евгений Ковнир, директор департамента развития отрасли информационных технологий Минкомсвязи, отметил, что сейчас информационные технологии среди школьников (как это ни удивительно) не очень популярны. Например, по данным опроса, проведенного ВЦИОМ по заказу министерства, 87% студентов и ИТ-специалистов выбрали профессию не из-за большого интереса к этому предмету, а по иным соображениям. Соответственно увеличение числа мест (а в 2016 году их должно стать еще на 10% больше) необходимо сопровождать работой по популяризации сферы информационных технологий.
Для популяризации, как выяснилось из дальнейшего обсуждения, надо приладывать усилия по трем направлениям. Прежде всего, разъяснять перспективы карьеры в области ИТ среди самих школьников. Для многих представления о ней ограничиваются сборкой компьютеров и программированием; правда, кроме программирования и «начальной» робототехники (тоже завязанной на кодировании), вариантов вхождения в сферу ИТ школьникам практически не предлагалось.
Тем не менее в этом направлении делается немало — и передовыми школами, и регионами (их представляли Татарстан, Калужская область и, разумеется, Москва), и ИТ-компаниями. Участвовавшие в круглом столе «1С», Microsoft, Samsung и отсутствовашие, но упоминавшиеся выступавшими Intel и Cisco свой вклад в дело просвещения вносят — техникой, обучающими курсами, днями открытых дверей. И ответный интерес есть — в «Электронной школе будущего», организованной Samsung в Москве, конкурс полтора десятка человек на место, в регионах — девять. Мало какой вуз может сейчас таким похвастаться.
Однако дети часто делают выбор под влиянием учителей и особенно родителей. А с ними дело обстоит похуже. И не только в области ИТ. Как заявил Артем Ермолаев, глава департамента информационных технологий правительства Москвы, 85% из них и вовсе «не знают как выглядят учебники» их детей (и это в столице!). Из тех, кто «знает», большая часть с компьютером на «Вы», а значит, помочь детям, как с математикой и русским языком, не могут — им самим нужно образование в этой области, хотя бы первичное. И соответственно представления о возможностях самореализации в ИТ у них не лучше, если не хуже, чем у их отпрысков.
И даже с родителями, озабоченными будущим своих детей, есть проблема: они знают, что «математика в программе ЕГЭ есть, а информатики нет», поэтому настаивают на изучении более насущного предмета.
Уровень преподавания ИКТ в школе тоже радует далеко не всегда. По словам Ермолаева, 30% профильных преподавателей в столице старше 55 лет, еще приблизительно половине — от 30 до 55. Их знания быстро устаревают, а потому большим авторитетом они пользоваться не могут. И что с этим делать, в общем и целом непонятно. В некоторых случаях решение находится; так, в Татарстане, в числе прочих инициатив в области ИТ-образования, учителей обязали перейти на электронный документооборот, вести электронные дневники и т. д. И все не желавшие потерять рабочее место успешно освоили новые формы хозяйствования.
Дополнительным эффектом от вложений в систему ИТ-образования, по словам Татьяны Камалетдиновой, исполнительнго директора Центра информационных технологий республики Татарстан, стало довольно резкое повышение уровня сдачи ЕГЭ.
Но Татарстан — случай нетипичный, республика богатая и уделяющая большое внимание новым технологиям, в ней строятся технопарки, в следующем году начнет заселяться целый «техногород» — «Технополис». В целом же есть проблемы со всей системой образования, не только в области ИТ. Стране (в том числе и в области информационных технологий) нужны не только еще несколько сотен тысяч программистов, но также врачи и другие специалисты, способные работать с ИТ-системами. Но эти соображения хоть и прозвучали пару раз в ходе круглого стола, однако развития не получили.