В компании сообщили, что приступают к пилотному тестированию онлайн-сервиса и мобильного приложения Facebook at Work — социальной сети и среды взаимодействия для применения на предприятиях.
«Facebook at Work — это отдельный от основной социальной сети сервис, который предоставит служащим возможность связываться друг с другом и эффективно взаимодействовать с помощью привычных инструментов Facebook — лент, групп, сообщений и событий, — сообщили в Facebook. — Сотрудники смогут общаться таким же образом, как они поддерживают связь с друзьями и членами семьи через обычный Facebook».
В компании подчеркивают, что хотя Facebook at Work имеет внешний вид и функции, похожие на родительскую социальную сеть, сам сервис будет независимым от нее.
Документы и иная информация, которой делятся сотрудники в Facebook at Work, не будут связаны с их персональными страницами Facebook. «Информация, которой делятся друг с другом, будет доступна только в пределах компании», — указали в Facebook.
В компании собираются тестировать новый сервис совместно с несколькими партнерами. Приложение появится в супермаркетах приложений Apple и Android в США и Великобритании, но скачать его смогут только партнеры по тестированию.
«Корпоративный рынок имеет большое значение практически для любой крупной компании, занимающейся разработкой программного обеспечения, — отметил Патрик Мурхед, аналитик Moor Insights & Strategy. — Учитывая что этот сегмент обычно более прибыльный, у Facebook появится возможность увеличить доходы».
Facebook, добившаяся колоссальных успехов как оператор социальной сети, могла бы многое предложить компаниям, в которых хотят внедрить инструменты, помогающие сотрудникам взаимодействовать.
«Только подумайте, что Facebook способна дать корпоративному заказчику, — говорит Дэн Олдс, аналитик Gabriel Consulting Group. — Во-первых, в компании прекрасно знают, как управлять социальной сетью с технической точки зрения. В Facebook в курсе, как обеспечить надежность, защищенность и масштабируемость сети. В компании также понимают, какое именно сочетание функций и контента привлекает пользователей, заставляя их возвращаться снова и снова».
Корпоративный рынок способен стать весьма доходным для Facebook.
«Было бы очень интересно узнать, на какой бизнес-модели будет строиться этот проект, — добавил Олдс. — Возможно, корпорации смогут просто арендовать экземпляр Facebook для использования только своими служащими. Или будет вариант, когда корпоративный социальный сервис можно будет частично оплачивать за счет размещения внешней рекламы. Сколько, по-вашему, производитель автомобилей класса люкс или крупный мультинациональный банк мог бы заплатить за размещение бокового баннера на корпоративном сайте Facebook at Work?»
Несомненно, есть риск, что инициатива провалится: в компаниях могут не доверять Facebook, у которой бывали проблемы с нарушениями приватности пользовательской информации.
«Боюсь, что Facebook недостаточно доверяют, чтобы можно было с уверенностью прогнозировать успех проекту, — продолжил Олдс. — Когда речь идет о сервисах для предприятий, проблема защиты данных особенно важна, а у Facebook репутация компании, которая недостаточно уделяет ей внимание. Сам бренд Facebook не ассоциируется с предприятиями, он потребительский».
Но Зевс Керравала, аналитик ZK Research, считает, что в Facebook нашли превосходную идею: «Только подумайте — пятнадцать лет назад первое, что люди делали проснувшись, это прослушивали голосовую почту. Пять лет назад мы начали просыпаться и проверять электронную почту, а сегодня мы просматриваем ленту в социальной сети. С появлением Facebook at Work можно будет просматривать и рабочие ленты. Можно будет объединяться в группы вокруг проектов, а не только по интересам. Вместо отправки электронной почты сослуживцам можно будет посылать сообщения Facebook».
Использование социальной сети для взаимодействия в офисе, особенно такой, с которой столь многие знакомы, позволит повысить удобство работы, уверен аналитик.
Но если Facebook at Work потерпит неудачу, это может значительно повредить компании.
«Сейчас корпоративный рынок не приносит дохода Facebook, но если проект провалится, это будет не только временной неудачей, — добавил Керравала. — Она может отозваться в более далекой перспективе, приведя к ограничению роста компании. И отмечу, что обслуживать одновременно потребителей и предприятия невероятно сложно. Лишь очень немногие компании справляются с тем и другим».