О причинах этого шага и своих планах на будущее Сорокин рассказал Computerworld Россия.
- Считается, что на переправе коней не меняют. В чем была необходимость принятия такого решения именно сейчас?
Решение зрело долго, такие решения не принимаются за один день. И для его принятия, наверное, любой месяц или год кажется неподходящим, сложным и… неожиданным. Но рано или поздно это необходимо делать.
Одна из главных причин этого решения — снижение драйва, а ведь именно тяжелая рыночная ситуация требует от лидера компании энергетики, которая будет поддерживать бизнес, вселять оптимизм и желание не сдаваться у сотрудников. В кризисное время драйв лидера нужен намного больше, чем в периоды роста, спокойствия и благополучия.
Все эти качества есть у новой управляющей команды плюс тяжелые времена — это прекрасная школа и это поможет им быстрее учиться, быстрее накапливать опыт, быстрее принимать решения и расти.
- Вы упомянули «новую команду», ожидаются ли еще какие-то кадровые перестановки?
Да. Все ее члены – это наши опытные сотрудники, вице-президенты, у которых расширилась сфера ответственности до масштабов всей компании. Всех их долгое время готовили прежние руководители OCS, обеспечивая себе замену.
— Предполагаются какие-либо изменения в стратегии OCS — в связи с ситуацией на рынке и в мире в целом?
Стратегию менять мы не планируем. Вот тактика – да, будет корректироваться с учетом новых вызовов рынка. Компания обновляется, стремясь соответствовать новым условиям. Но именно для того, чтобы компания не стала полностью другой, основатели и выбирают себе в преемники не просто профессионалов, а людей, близких по духу, лидеров, чувствующих компанию так, как ее чувствует большинство сотрудников.
- Не связан ли уход с трудностями внутри компании или на рынке?
OCS успешно закончила прошедший год: падение оборота в долларовом выражении всего на 11% — блестящий результат для 2014 года, полученный за счет активной работы. Решение же краткосрочных и долгосрочных задач и преодоление трудностей – это повседневная работа. Компания пережила уже немало кризисов, переживет и этот.
Мы увеличили свою долю рынка, в том числе в области масштабных проектов с крупными интеграторами. Немалую лепту внесли очень удобные для рынка инструменты хеджирования курсовых рисков, которые мы предложили первыми и в наиболее гибком варианте. Еще в 2013 году мы пригласили на работу опытных специалистов в этой области. В результате мы и сами защитились, хеджируя максимально возможное число «зон» возникновения курсовых проблем, и партнерам смогли предложить соответствующий механизм. Мы работаем со всеми инструментами: форвардами, фьючерсами, опционами, являясь брокерами на биржах. И партнерам начали предлагать эти инструменты весной 2014 года.
- Вы упомянули новые вызовы. Что вы имеете в виду?
Традиционно основным движущим фактором роста ИТ-рынка была растущая цена на нефть. Но сейчас ситуция драматически изменилась. У каждой страны — крупного экспортера нефти свои интересы, и не у всех есть заинтересованность в росте цены: у некоторых сейчас задача занять большую долю рынка. Немалое значение в этой теме имеет и тот факт, что мы приближаемся к эре альтернативных источников энергии. Поэтому, наверное, не стоит надеяться на серьезный рост цен на углеводороды.
Сейчас драйверами роста будет замена морально устаревающей техники и ПО, импортозамещение. Но это очень медленные драйверы. У наших компаний появилась еще одна серьезная проблема – им в любой момент могут сказать «извините» и отключить поддержку. Заказчики очень напряженно ищут решения, которые «не отключат», хотя бы условное импортозамещение. Это может быть аутсорсинг, решения из других стран, которые не участвуют в санкциях.
Но можно говорить и о положительных тенденциях. Рынок сейчас уменьшился настолько, что у него не останется другого варианта, как начать со второго полугодия расти.
- Каковы теперь будут ваши функции? В ближайшее время — это в основном консультирование нового главы компании, а потом?
Не только консультирование нового президента. Я остаюсь в качестве советника для всей управленческой команды OCS в рамках совета директоров. За годы работы руководители OCS накопили колоссальный опыт как во внутреннем управлении, так и на ИТ-рынке. Передача этого опыта и помощь управленческой команде – планы на ближайший год.
А в дальнейшем хочу попробовать себя вне ИТ-рынка. Есть несколько бизнесов, в которые я мог бы войти как более или менее активный инвестор. Ими управляют мои друзья, которым интересен мой опыт в целом и дистрибьюторский в частности.
- Покидать пост в знакомой компании по причине усталости и переходить в новую, в незнакомый бизнес — нелогично как-то?
Работать президентом и быть инвестором, членом совета директоров – это совершенно разные вещи. Ну и бизнесы там будут небольшие, несравнимые по размерам с OCS.