Первая продвигает свою платформу мобильной оплаты заказов, позволяющую клиентам предприятий общественного питания и магазинов расплачиваться с помощью мобильных и носимых устройств. Вторая — разработчик рекламной платформы Segmento, предназначенной для таргетированного размещения рекламы в Интернете.

Как пояснил Виктор Орловский, старший вице-президент Сбербанка по развитию цифрового бизнеса, модель взаимодействия потребителя с рестораном или магазином, подключенными к Platius, выглядит так: клиент заведения с помощью мобильного приложения Platius (есть версия для iOS, вскоре появится и для Android), выбирает товарные позиции, оплачивает их и получает штрихкод, после чего предъявляет гаджет со штрихкодом на кассе, там его сканируют и выдают потребителю заказ. Оплата его может производиться с привязанной к мобильному приложению банковской карты или со счета Сбербанка, если удается установить, что потребитель является его клиентом. Таким образом, подчеркнул Островский, для оплаты заказа официант не нужен. Если в магазине или ресторане имеется система лояльности, начисление баллов происходит и при заказе через Platius. Среди корпоративных пользователей этой системы есть и известные компании, в частности сеть кофеен «Кофе Хауз».

Cбербанк
Опора на данные о клиентском опыте позволит Сбербанку вывести обслуживание потребителей на новый качественный уровень

Возможности Platius наверняка будут востребованы не только в ресторанном бизнесе, но и в других предприятиях сферы обслуживания — фитнес-клубах, кинотеатрах и пр. Лев Хасис, первый заместитель председателя правления Сбербанка, особо отметил, что через систему можно отправить потребителям выгодные предложения (например, скидки), и, если они их устраивают, быстро получить оплату за заказы и потом, когда у потребителей появится время их получить, предоставить эти заказы. По мнению Хасиса, несколько лет назад возглавлявшего очень крупную ретейловую компанию X5 Retail Group, подход «заплатил сейчас, а пришел позже» сулит большие перспективы для использования Platius в рознице.

«Через несколько лет банковские карточки станут достоянием истории: все платежи можно будет сделать с помощью мобильных устройств», — полагает Хасис.

По словам Давида Яна, известного предпринимателя и инвестора, сооснователя компании Platius, ее платформа мобильной оплаты представляет собой облачный сервис, интегрированный с POS-терминалами, с одной стороны, и мобильными приложениями потребителей — с другой. К платформе Platius подключено свыше 900 предприятий и около 2,2 млн их клиентов. Ян предположил, что к 2018 году свыше 40 млн человек в России будут оплачивать заказы в ресторанах с помощью мобильных устройств. Он надеется, что не менее половины этих заказов будет оплачено посредством Platius.

Григорий Гуревич, совладелец компании UCS, считает, что вхождение Сбербанка в число акционеров Platius, да еще и с контрольным пакетом, будет способствовать росту доверия к этой системе оплаты заказов со стороны потребителей, а это, в свою очередь, еще более повысит шансы на успех компании и ее платформы.

Другая новоиспеченная «дочка» Сбербанка — компания Rutarget специализируется на рекламном бизнесе. В основе флагманского продукта компании — рекламной платформы Segmento — лежит симбиоз технологий искусственного интеллекта и Больших Данных, что позволяет вести обработку сведений о поведении пользователей в Интернете с целью сверхточного таргетированного размещения рекламы. По словам Евгения Легкого, сооснователя Rutarget, костяк клиентов Segmento составляют известные бренды, рекламные агентства и интернет-магазины. Среди именитых клиентов платформы в России — Intel и Hyundai (за рубежом они используют похожие по функциональности платформы).

Платформа, как подчеркивают ее создатели, позволяет повысить эффективность инвестиций в рекламу в два-три раза по сравнению с другими рекламными системами. По данным Rutarget, к Segmento подключено более 1 млн российских рекламных площадок и собрано более 250 млн профилей пользователей потенциальной аудитории интернет-рекламодателей. Утверждается, что с помощью Segmento проведено более 500 рекламных кампаний и что благодаря Segmento ее клиенты-рекламодатели продали товаров и услуг на 900 млн руб.

И Сбербанк, и миноритарные совладельцы Platius и Rutarget рассчитывают на синергетический эффект от вхождения крупнейшего банка России в число акционеров. И дело не только в размере инвестиций (их сумма не разглашается). Эти сделки позволят Сбербанку найти перспективные направления, в которых он сможет выступать одним из партнеров, обеспечивающих финансовую составляющую предоставляемых услуг.

«Все в сегодняшнем мире хрупко, и прорывная технология, прорывная бизнес-модель, может за очень короткое время кардинально изменить ситуацию на рынке», — пояснил позицию инвестора Хасис.

Для Platius и Rutarget сотрудничество с новым акционером сулит ускоренное развитие их платформ, широкое продвижение услуг с вовлечением в маркетинговые программы Сбербанка и укрепление имиджа удобных, надежных, перспективных сервисов как среди корпоративных клиентов банка, так и среди широкого круга потребителей.

Есть еще один аспект сделок — цифровой: и Сбербанк, и Platius с Rutarget накопили большие объемы данных о клиентах, а также знания об их поведении в различных ситуациях. Обмен знаниями и обезличенными данными о клиентском и пользовательском опыте позволит организациям получить еще больше информации о клиентах, их мотивах, привычках и логике поведения, что позволит вывести обслуживание потребителей на новый качественный уровень и стать еще более конкурентоспособными.