Разработчикам самодвижущихся автомобилей нужно думать о том, чтобы предусмотреть встречу и с разъяренным медведем, и с низколетящим самолетом, и даже с тележкой из супермаркета на скоростном шоссе. Но как запрограммировать компьютер соответствующим образом?
Компания Nvidia представила специализированный компьютер стоимостью 10 тыс. долл., который позволяет автомобилям самостоятельно обучаться правильной реакции и отличать ее от неверной в различных ситуациях, анализируя их на основании своего опыта, а не набора жестко заданных правил.
«Вождение – это не только обнаружение того или иного объекта, но и обучаемое поведение, – отметил генеральный директор Nvidia Джен-Сан Хуанг в ходе презентации на конференции GTC 2015 в Сан-Хосе.
Компьютер Drive PX построен на базе двух процессоров Tegra X1 и способен обрабатывать видео, поступающее с 12 камер. В ходе поездок компьютер обучается, снижая скорость при появлении на дороге собаки и не меняя темпа при обнаружении летящего листа газеты.
Современные коммерческие автономные системы следят за соблюдением дорожной разметки и полос в целях предотвращения столкновений. В рамках реализации исследовательских проектов был разработан целый ряд самодвижущихся автомобилей, но все они при движении анализируют подробную карту, а их возможности в реальных условиях весьма ограничены.
«Проект DARPA уже подтвердил эффективность обучающих технологий, – отметил Хуанг. – В память автономного робота было заложено 225 тыс. изображений заднего двора. Сразу после старта робот двигался прямо на препятствие, но, проанализировав изображения, успешно уклонялся от столкновений, самостоятельно выбирая дальнейший маршрут».
Компьютер Drive PX предназначен для использования в исследовательских проектах, а самодвижущиеся автомобили вряд ли появятся в ближайшем будущем. Но если все будет работать, как заявлено, новый компьютер вполне может приблизить их появление.
Один из сторонников самодвижущихся автомобилей, генеральный директор компании Tesla Motors Элон Маск, полагает, что труднее всего реализовать управление на скорости от 15 до 80 километров в час.
«На скорости от 8 до 15 км/ч все довольно просто, – указал он. – Нужно лишь следить за тем, чтобы никуда не врезаться. А вот на скорости от 15 до 80 км/ч на оживленных улицах вас ждет много неожиданностей. При разгоне выше 80 км/ч ситуация опять упрощается».
Дополнительный элемент Drive PX гарантирует, что информация о действиях, изученных одним автомобилем, сразу поступает к другим.
В Nvidia пока не говорят, каким образом автомобилестроители будут использовать новую платформу, которая должна быть готова в мае, но запросы от заинтересованных компаний уже начали поступать к разработчикам.