«Компания, сумевшая первой предложить функционально богатую среду разработки, сможет установить стандарты, которые другие будут вынуждены использовать, — полагает Дэн Олдс, аналитик The Gabriel Consulting Group. — И Google, и Facebook крайне заинтересованы в том, чтобы стать законодателем мод, опередив соперника. Выпустив хотя бы до какой-то степени открытую платформу, можно будет контролировать ее развитие. Это будет очень выгодная позиция».
В феврале на конференции Code/Media 2015 директор по продуктам Facebook Крис Кокс объявил, что в компании разрабатывают программное обеспечение виртуальной реальности. Не уточняя подробностей, он добавил, что в Facebook готовят приложения, с помощью которых пользователи смогут сами создавать контент виртуальной реальности. Это заявление вызвало волну обсуждений в Интернете.
По мнению Олдса, если Facebook удастся задуманное, подобная программная система могла бы полностью изменить принципы работы и игры в Интернете.
Накал страстей еще более усилило сообщение The Wall Street Journal со ссылкой на неназванные источники о том, что в Google разрабатывают операционную систему на основе Android, предназначенную для программ виртуальной реальности.
По сведениям WSJ, в написании этой ОС, которая будет свободно доступной, принимают участие десятки разработчиков.
В Google пока эту информацию не подтвердили, но, если она соответствует действительности, значит, Google и Facebook начали противоборство на новом игровом поле.
Два интернет-гиганта конкурируют и в других областях. Они борются за аудиторию рекламодателей и потребителей рекламы, а также соперничают в мире социальных сетей, где Facebook ушла далеко вперед по сравнению с Google+.
Теперь же два гиганта включились в спринтерскую гонку за корону рынка виртуальной реальности.
«Ранний выход на него означает возможность закрепления и дальнейшего расширения с опорой на первоначально завоеванные позиции, — отмечает Брайан Блау, аналитик Gartner. — Крупнейшие провайдеры потребительских платформ и технологические компании много потеряют, если заблаговременно не захватят себе место».
По мнению некоторых аналитиков, сам новый рынок будет иметь большое значение.
«Виртуальная реальность — это будущее развлечений и бизнеса, — уверен Роб Эндерле, аналитик Enderle Group. — В виртуальной реальности вы физически становитесь участником происходящего. Если говорить о фильмах, концертах и играх, у вас появляются возможности, равных которым раньше попросту не было».
В сфере бизнеса благодаря виртуальной реальности командировки частично можно было бы заменить телесовещаниями, создающими иллюзию пребывания с коллегами или клиентами в одном помещении. Торговые агенты могли бы с помощью виртуальной реальности устраивать для потенциальных клиентов осмотры в симулированных средах, а риелторы — демонстрировать жилые дома и офисные здания.
«Виртуальная реальность обещает революцию в сфере образования и телемедицины, — добавил Эндерле. — Она станет мощным двигателем рекламного бизнеса — реклама будет размещаться так, что избежать ее будет невозможно. А что касается социальных сетей, то люди смогут тесно общаться на расстоянии в виртуальных мирах по своему выбору. Следующий Facebook — это провайдер сред виртуальной реальности».
По мнению Олдса, остальные крупные игроки вряд ли сразу подключатся к борьбе за рынок виртуальной реальности, но то, что Google и Facebook проложат туда путь, имеет большое значение.
«Представьте, что новый рынок сформируется без участия этих двух компаний, — добавил он. — Получится, что пользователи будут проводить за своими компьютерами длительные периоды времени, не пользуясь при этом ни Facebook, ни Google. Так что не удивительно, что обе компании стремятся быть в авангарде, предвосхищая новую моду».