То, что развитие любой отрасли невозможно без внедрения информационных технологий, давно уже общее место. Как обстоит дело с внедрением ИТ в российском агропроме, комментирует Елена Семеновская, директор по исследованиям IDC в России и СНГ.
- Заметен ли рост интереса к информационным технологиям в аграрном секторе и пищевой промышленности?
Да, заметен, без сомнения, и в области оборудования, и в области программного обеспечения. В аграрном секторе уровень автоматизации пока что низкий, и этот факт плюс тенденция к сокращению импорта продукции сельского хозяйства делают данный сектор экономики очень привлекательным для поставщиков. Одновременно с этим в самой отрасли намечается тенденция к более комплексному производству, которое включает в себя и переработку сельскохозяйственной продукции. Развитие отрасли поддерживается еще и тем, что некоторые крупные ретейлеры начали принимать участие в производственных процессах, развивать собственное производство сельхозпродукции.
- На какой стадии «в среднем» находятся предприятия этих отраслей по части информатизации?
Мы оцениваем степень автоматизации в этом секторе как не очень высокую. По данным отчета Russia Vertical Market IT Spending 2013-2018, доля инвестиций в ИТ со стороны этого сектора составляет около 1%. Для сравнения, в финансовом секторе она достигает 10%, в в производстве в среднем — 8%.
- Какие решения и технологии будут востребованы ими в наибольшей степени? Есть ли у них какие-то специфические потребности в области ИТ?
Сельское хозяйство относится к тем отраслям экономики, которые традиционно не являются зависимыми от ИТ, как, например, банки или телеком, но которые могут значительно улучшить свои бизнес-показатели при использовании информационных технологий. Среди востребованных решений будут системы управления предприятием, помогающие автоматизировать не только само производство, но и отношения с поставщиками и каналы сбыта. На сегодняшний день уже есть индустриальные решения в этой области, учитывающие специфику сельского хозяйства. Следующим очень интересным этапом автоматизации компаний этого сегмента станет использование технологии Больших Данных для производства сельскохозяйственной продукции, Smart Agriculture, что позволит отслеживать весь процесс производства и оптимизировать его в зависимости от многих показателей, например погодных условий или изменения рыночных цен.