По данным исследования, проведенного «Центром», наибольшая часть контрактного рынка нашей страны формируется за счет продукции, произведенной для отечественных организаций. Она составляет около 200 млн долл. На заказы зарубежных компаний, выполненных в России, приходится 50 млн долл.; большую часть составляет производство продуктов Cisco Systems на расположенном в Твери заводе компании Jabil.
Отечественные компании, а их не более 200, размещают также свои заказы за рубежом. Их объемы, которые составляют суммарно 100 млн долл., авторы исследования к российскому рынку не относят, измеряя его стоимостью заказов, выполненных только на территории нашей страны.
В 2014 году, несмотря на изменение курсовой разницы, рынок вырос в долларовом исчислении; при этом темпы роста по сравнению с двумя предыдущими годами, когда они были не менее 30%, снизились.
Рост рынка в значительной мере поддержало расширение спектра услуг, которые контрактные производители оказывают своим заказчикам. Традиционно они занимались монтажом печатных плат, используя для этого предоставляемые заказчиками электронные компоненты. Теперь многие контрактные производители сами закупают компоненты, производят корпуса, кабельные соединения, монтируют шкафы, настраивают готовую продукцию. Потенциал этих комплексных возможностей, по мнению Покровского, еще далеко не исчерпан.
Четверть российского рынка контрактного производства электроники приходится на изделия для промышленной автоматизации. Такую же долю рынка занимает оборудование связи, навигации и обработки данных. Далее следуют военная и аэрокосмическая техника (15%), медицинская электроника (10%) и системы безопасности (9%).
Еще один важный параметр, характеризующий состояние дел на данном рынке, — уровень проникновения контрактного производства в той или иной отрасли российской экономики, то есть та часть работ по монтажу печатных плат, которая отдается внешним организациям. Здесь с 30% лидирует производство оборудования связи, навигации и обработки данных. Такой же показатель в медицинской электронике, в то время как в военной и аэрокосмической технике он составляет 5%. Последнее объясняется тем, что предприятия этих отраслей стараются все делать собственными силами. На долю потребительской техники приходится еще меньше – 3%.
Более половины объема приходится на десять ведущих контрактных производителей. Первое место по объему продаж среди местных компаний принадлежит, согласно данным исследования, компании «Альтоника», оборот которой превысил 18 млн долл. Доля заказов с собственной комплектацией составляет здесь 90%. Второе и третье места заняли «Эталон» (17 млн долл., 80%) и «Макро EMC» (16,8 млн долл., 90%) соответственно. Почти две трети контрактных производителей находятся в Москве и Санкт-Петербурге, оставшаяся часть — в других городах.
Прогнозируя развитие российского рынка электронного контактного производства в 2015 году, авторы исследования ожидают 36-процентное снижение спроса. Падение спроса будет наиболее заметным в потребительском, а также в инвестиционном секторе, который формируется в значительной степени заказами в рамках государственных инвестпрограмм; сюда же исследователи отнесли заказы крупных компаний, таких как РЖД, предприятия электроэнергетической, металлургической и обрабатывающей отраслей, банки, и ряда других организаций. Рост спроса в секторе гособоронзаказа не сможет переломить общие отрицательные тенденции.
Вследствие падения курса рубля в прошлом году российское производство электронных изделий получило определенное преимущество, отметил Покровский, поскольку стоимость продукции зарубежных компаний возросла более чем в полтора раза, а отечественных производителей – до 20%, в зависимости от доли импортных комплектующих изделий. Тем не менее положительный вклад импортозамещения в показатель спроса пока незначителен.
Авторы исследования считают, что в текущем году российский рынок контрактного производства электроники сократится примерно на 30%. Его восстановление начнется в 2016 году, и в 2017-м он должен выйти к показателям 2014-го.
Средний уровень проникновения контрактного производства в радиоэлектронной отрасли России составляет сегодня около 12%, в то время как в мировом масштабе — превышает 35%. Это, полагают в «Центре современной электроники», свидетельствует о значительном потенциале развития российского рынка.