Очередной сдвиг парадигмы в ИТ-индустрии, связанный с переходом к так называемой третьей платформе, меняет устоявшиеся взгляды на процессы хранения и защиты корпоративных данных и выводит на первый план решения по эффективному управлению этими процессами, утверждает Александр Вальнер, вице-президент NetApp в странах Европы, Ближнего Востока и Африки. В интервью Computerworld Россия он прокомментировал влияние тенденций отрасли на рынок систем хранения.
- Какие тенденции в сфере хранения и защиты данных NetApp считает самыми важными?
В ИТ-индустрии осуществляется переход к так называемой третьей платформе; предприятия строят облачные структуры, осваивают программно-конфигурируемые инфраструктуры, работают с Большими Данными и социальными сетями. Все это актуализирует задачи управления ресурсами хранения данных, их защиты и архивирования. Многие компании задействуют теперь не только собственные системы хранения, но и ресурсы облачных провайдеров, обладающих гипермасштабируемой сервисной инфраструктурой, — Amazon Web Services, Microsoft Azure, IBM Softlayer, Google Cloud и т. д. Использование собственных и сторонних ресурсов хранения не что иное, как интеграция данных предприятия в гибридное облако. Такая интеграция повышает риск потерять важную информацию в случае недостаточного внимания к защите данных. Поэтому заказчикам требуются очень эффективные инструменты для управления ресурсами хранения и защиты данных в гибридных облаках. Острая потребность в таких инструментах – главная тенденция. Другая тенденция напрямую связана с Большими Данными. Их обработка и анализ позволяют предприятиям получить новые полезные знания и применить их в своем бизнесе. Здесь на первый план выходит проблема масштабирования систем хранения.
- Эти тенденции нашли отражение в корпоративной стратегии вашей компании?
Разумеется, NetApp учитывает их в своей стратегии. Следуя им в области защиты данных, мы недавно приобрели решение SteelStore, ранее доступное под торговой маркой Riverbed. Это специализированный продукт для защиты данных на границе между частным и публичным облаком. Если же говорить обо всем стеке задач, сопряженных с обработкой данных, то мы прежде всего стараемся ответить на запросы, обусловленные переходом к гибридным решениям и привлечением ресурсов из разных источников. Мы стараемся облегчить предприятиям этот переход, не только предоставляя специализированные платформенные решения для хранения и защиты данных, но и помогая сервис-провайдерам строить сопутствующие сервисы. Такие, например, как NetApp Certified Backup as a Service. Эта программа дает возможность сервис-провайдерам строить облачные сервисы при технологической и маркетинговой поддержке NetApp. Программа успешно стартовала в Германии, адаптируется к российским условиям и в ближайшее время будет запущена в сотрудничестве с местными провайдерами. Говоря о местных условиях, мы подразумеваем и требования законодательства, предписывающие хранить персональные данные в пределах российской юрисдикции. Наши решения позволяют заказчикам полностью соответствовать этим требованиям благодаря взаимодействию с местными и глобальными облачными провайдерами.
Наша главная идея состоит в том, чтобы предложить заказчикам архитектуру, на базе которой можно создавать любые необходимые им облачные сервисы хранения и защиты данных. Эта архитектура, базирующаяся на наших стандартных технологиях, позволяет осуществлять миграцию данных между ЦОД в динамическом режиме. Кроме того, такая архитектура поддерживает специальный интерфейс, повышающий прозрачность взаимодействия с провайдерами. Это сильно облегчает жизнь заказчикам при внедрении гибридных платформ и одновременно поддерживает необходимый уровень защищенности данных.
- Что представляет собой новая платформа NetApp Data Fabric? В чем ее преимущества для заказчиков?
Data Fabric — это даже не платформа, это архитектура, главное назначение которой состоит в том, чтобы обеспечить заказчикам возможность использовать для хранения и защиты данных максимально широкий спектр платформ и облачных сервисов. Data Fabric предоставляет единое решение для управления хранением в системах разных производителей (будь то NetApp или другая известная марка), а также в дата-центрах облачных провайдеров. Также Data Fabric гарантирует заказчикам бесперебойное предоставление сервисов, обеспечивает очень высокий уровень автоматизации процессов и интеграцию флеш-технологий. Наконец, это архитектура, позволяющая заметно сократить издержки на администрирование процессов хранения и управления данными. Если сравнить это наше решение с другими аналогичными предложениями, окажется, что оно гораздо эффективнее: мы предлагаем решение для управления на базе единой архитектуры, в которой гораздо проще автоматизировать процессы и перейти к полноценной оркестровке облачных сервисов.
- Расскажите о сотрудничестве NetApp со стратегическими партнерами, такими как VMware и Cisco.
NetApp позиционирует себя как эксперта в одной области – в управлении данными. Мы не соревнуемся с нашими технологическими партнерами, а потому имеем возможность открыто работать с ними. Например, наше технологическое сотрудничество с Cisco привело к созданию целого класса продуктов FlexPod (на рынке сейчас представлено почти 50 подобных продуктов). Это принесло нам с Cisco более миллиарда долларов дохода. Полагаю, в ближайшие годы продажи FlexPod вырастут до 3 млрд долл. Из всех доступных заказчикам вариаций FlexPod наиболее востребованным сейчас является решение для SAP HANA, и 90% продуктов FlexPod, которые мы поставляем на рынок, используют в качестве единственного инструмента виртуализации решение VMware. Мы продолжим традиционное технологическое сотрудничество с VMware по созданию новых продуктов FlexPod. Кроме того, мы недавно разработали и представили совместное решение NetApp Integrated EVO: RAIL. Оно предназначено для создания гиперконвергентной инфраструктуры дата-центров, подразумевающей виртуализацию основных слоев этой инфраструктуры – вычислительных мощностей, сетевой среды, программного обеспечения и систем хранения.
- Как бы вы охарактеризовали ситуацию на рынке систем хранения и защиты данных в странах Европы, Ближнего Востока и Африки?
Ситуация отчасти напоминает фильм ужасов: с традиционными игроками начинает конкурировать масса новых компаний. Несколько лет назад нашим основным и едва ли не единственным соперником на европейском рынке была EMС, а теперь помимо нее есть поставщики флеш-массивов, такие как Violin Memory или Pure Storage, а также разработчики гиперконвергентных решений. Кроме того, на рынке присутствуют облачные инфраструктурные сервисы, например Microsoft Azure. Они, конечно, не являются нашими прямыми конкурентами, поскольку сфокусированы на предоставлении ресурсов хранения для покупателей своих облачных сервисов; в случае с Microsoft это корпоративная электронная почта, SQL Server и пр. Тем не менее их присутствие на рынке осложняет обстановку. Но я убежден, что наш многолетний опыт в области управления данными всегда будет востребован заказчиками. Вообще традиционные игроки продолжат контролировать львиную долю рынка. Что касается итогов года, то я охарактеризовал бы ситуацию как стабильную – от квартала к кварталу прослеживался небольшой рост рынка на 1-2% по сравнению с показателями 2013 года. Примерно так же в регионе развивался и бизнес NetApp.