Генеральный директор Digital Design Дмитрий Лившиц представил то видение проблемы импортозамещения, которое имеется у ассоциации «Руссофт» (Digital Design — член этого объединения). Он отметил, что по «железу» стимулированием перехода на отечественные разработки занимается Минпромторг, а по софту — Минкомсвязь, хотя эти два сегмента тесно связаны. Потенциально такое ведомственное разделение может создать проблемы с реализацией планов по импортозамещению.
Эти планы, по словам Лившица, имеют два ключевых ориентира. Они определяются долей отечественных компаний по каждому типу решений к 2020-му и 2025 году. Так, через пять лет половина продаж ERP должна приходиться на российские системы, а через десять лет этот показатель должен возрасти до 75%. В настоящее время пропорция обратная — три четверти рынка приходится на зарубежные решения. Однако по количеству установленных систем российские уже преобладают, поскольку в разы дешевле импортных.
К перспективам массового перехода на российские системы ERP и другие бизнес-приложения участники конгресса отнеслись спокойно. По-видимому, планы Минкосвязи и планы предприятий, на которых такие решения работают, существуют пока в параллельных мирах.
Илья Горбунов, директор по ИТ Санкт-Петербургского государственного университета, предложил подходить к решению проблемы зависимости от импортных систем прагматично. Особое внимание нужно обратить на тот софт, который обеспечивает бесперебойную работу организации. «ПО, от которого зависят критически важные процессы, мы разрабатываем собственными силами. Мы столкнулись с тем, что Google заблокировал доступ к почтовому сервису. Это тревожный сигнал, но блокировка не стала для нас серьезной проблемой, и, кроме того, нам удалось быстро перейти на российский облачный сервис», — рассказал Горбунов. СПбГУ ранее представлял свою ИТ-инфраструктуру, и, согласно этим презентациям, почти не внедрял отечественные решения, а предпочитал разработки зарубежных вендоров.
Спокойствие Горбунова и других участников конгресса попытался нарушить Михаил Орешин, начальник отдела развития центра защиты информации «НПО РусБИТех», заявив: «На предприятиях оборонного комплекса совсем другие настроения. Там интересуются, как срочно найти то или иное решение, которое стало бы альтернативой западному. У них повальный отказ от поставок со стороны американских вендоров. Если другие организации, близкие к государству, сами не поймут серьезность проблемы, то им объяснят. До вас еще руки не дошли». Последняя фраза адресовалась непосредственно директору по ИТ СПбГУ.
Сотовые операторы в принципе не против импортозамещения, но, как констатировал Евгений Коробов, коммерческий директор по развитию бизнеса Северо-Западного региона «Билайн Бизнес», почти нет требуемого телекоммуникационными компаниями отечественного оборудования, а по программному обеспечению (это касается биллинговых систем — основных для операторов связи, а также систем документооборота и аналитических средств), напротив, предложения российских компаний вполне конкурентоспособны.
Компания SAPRUN на CIO Congress представила результаты сравнительного анализа трех платформ бизнес-аналитики — SAP BI, «Прогноз» и Qlik.
«Раньше мы занимались только внедрением систем SAP. Однако изменившаяся ситуация заставила нас искать альтернативное отечественное решение. Начали сотрудничать с компанией «Прогноз». Теперь своим клиентам предлагаем платформы трех вендоров», — рассказала Юлия Кудрявцева, директор по стратегическому развитию компании SAPRUN.
По мнению директора бизнес-инкубатора «Ингрия» Игоря Рождественского, сейчас на импортозамещении можно «подняться», как это сделали многие вендоры на проблеме 2000 года. Однако отечественным стартапам самостоятельно сложно будет работать с крупными компаниями, даже если под замену зарубежных систем разработали неплохие решения. «На Западе новые инновационные предприятия в основном создают люди старше 40 лет с огромным опытом работы и полезными для бизнеса контактами. У нас таких почти нет, стартапы создают преимущественно недавние студенты. Потому им желательно оказаться под крылом вендоров, к которым есть доверие со стороны крупных заказчиков», — советует Рождественский.