Интернет вещей чересчур разрекламирован, и вообще сегодня его следовало бы называть Интернетом с вещами. Такие оценки прозвучали на конференции в Лондоне, где присутствовал целый ряд руководителей крупных ИТ-компаний.
Вице-президент компании Rackspace Найджел Бейтон указал, что прежде чем к Интернету начнут подключаться предметы повседневного обихода вроде носков и молочных пакетов, нам нужно решить определенные вопросы. И вряд ли это удастся сделать при жизни нынешнего поколения.
Безопасность, стандарты, доверие и конфиденциальность частной жизни – все это необходимо учитывать при подключении к Интернету каждого нового элемента.
«Я вижу перспективы, но скептично отношусь к заявляемым срокам, – подчеркнул Бейтон, назвав Интернет вещей Подключением Хаоса. – Некоторые говорят о трех годах, но здесь потребуются огромные политические изменения, и Сеть может просто не справиться с этим. При проектировании Интернета никогда не предусматривалось подключение всего и вся».
«Действительно, в ближайшие три-пять лет в определенных отраслях к Интернету будут подключены некоторые машины и объекты, – добавил менеджер по продуктам поставщика СУБД MongoDB Мэт Кип. – Речь идет в первую очередь о производстве и сельском хозяйстве. Но повсеместное подключение самого широкого спектра потребительских устройств произойдет значительно позже. Поэтому в настоящее время мы можем говорить не об Интернете вещей, а лишь об Интернете с вещами».
Ремарки эти прозвучали в тот момент, когда компании Cisco и Mediatek провозгласили инициативы «повсеместного Интернета», в соответствии с которыми вскоре к Сети можно будет подключать все, что угодно, включая холодильники и электрические лампочки.
По оценкам компании Cisco, разрабатывающей платформы и оборудование, на основе которого создаются подключаемые устройства, потенциал глобального рынка Интернета вещей превышает 19 трлн долл., а к 2020 году к Сети будет подключено 50 млрд устройств.
По мнению Бейтона, в случае появления платформ, которым люди будут доверять и использовать для обмена данными, ситуация с загрязнением окружающей среды, а также положение дел, сложившееся в области транспорта и здравоохранения, значительно улучшатся. Однако реальность сегодняшнего дня такова, что до этого еще очень далеко.
Пока же речь идет лишь об изолированных «сообществах вещей», которые подключаются к Интернету, но при этом поддерживают разные стандарты, а следовательно, не могут взаимодействовать друг с другом.
По мнению Кипа, нельзя недооценивать роль правительственных структур в подключении вещей к Интернету. Власти Великобритании, потратившие примерно 40 млн фунтов стерлингов – просто карлик по сравнению с правительством Германии, которое вложило в исследования и разработки миллиарды долларов.
«Они обеспокоены тем, что теряют производство, перенося его в страны с низкой себестоимостью, – указал Кип. – Много денег инвестируется в исследования».
Большое количество английских стартапов пытаются претворять в жизнь идею, согласно которой все должно быть подключено к Интернету. Одной из таких компаний является opensensors.io, финансируемая Йодит Стэнтон.
По словам Стэнтон, правительство Великобритании стремится помочь стартапам, но делает это слишком медленно.
«Думаю, что политическая воля на это есть, – призналась она. – Но существующие темпы меня, как представителя стартапов, не могут устроить. Сегодня шесть месяцев жизни подобны. Мы должны продвигаться вперед. Существующие же скорости при подключениях такого рода не поддаются моему пониманию».