Посмотрите, кто входит в число топ-менеджеров любой современной крупной компании, и вы наверняка увидите должности, которых еще несколько лет назад здесь не было: директор по данным (chief data officer), главный специалист по данным (chief data scientist), директор по аналитике (chief analytics officer) и т. д.
Данные присутствуют сегодня повсеместно и оказывают влияние не только на деятельность руководства компаний.
Вечная гонка в мире бизнеса заставляет компании собирать как можно больше данных как можно быстрее. При этом вопрос, как превратить эти огромные объемы в практическую ценность, оставляется на потом. Но сегодня это «потом» уже наступило, а в организациях ощущается острая нехватка специалистов по данным. К тому же планы по «выращиванию» таких специалистов имеются лишь в очень немногих компаниях.
Фактически на любом уровне организации сотрудники вынуждены иметь дело с растущими объемами данных, из которых необходимо извлекать полезную информацию. И сегодня требования к кандидатам на замещение вакантной должности – любой должности серьезно изменились.
«Современные работники должны хорошо ориентироваться в данных, – указал профессор бизнес-анализа Университета Цинциннати Джеффри Камм. – Быть ученым по данным требуется не от каждого, но каждый должен учиться использовать данные для принятия более обоснованных решений».
Легко сказать, однако реализовать такое на деле весьма непросто. Разрабочики корпоративного программного обеспечения уже начали внедрять в свои продукты новые, более простые инструменты, но в большинстве случаев задачи адаптации рабочей силы к меняющимся требованиям все равно ложатся на плечи компаний и вузов.
«Насколько я вижу, на практике сотрудников сегодня нужно готовить к двум основным ролям — аналитика данных и потребителя данных, – отметил Камм. – Уже сейчас предлагается более 100 программ подготовки аналитиков и исследователей данных с выдачей диплома магистра – гораздо больше, чем было всего несколько лет назад. Университеты прислушиваются к пожеланиям отрасли и разрабатывают очень хорошие программы в области анализа. Более сложной задачей мне представляется поиск наилучшего способа обучения оставшейся части персонала, начиная от администраторов торговых залов и операторов контакт-центров и заканчивая представителями высшего руководства. Независимо от их роли фундаментальный вопрос заключается в следующем: какими навыками анализа данных должен обладать человек для более качественного выполнения своей работы?»
К примеру, Университет Цинциннати предлагает различные курсы профессиональной подготовки в области обработки и анализа данных: «Современные методы добычи данных», «Анализ в Excel», «Предписывающий анализ: постановка и решение задач оптимизации» и целый ряд других.
Однако подобные программы пока остаются редкостью. «В целом университеты традиционно не преуспевают в обучении будущих менеджеров математическим и статистическим методам, – указал Том Дэвенпорт, профессор Колледжа Бэбсона, один из авторов курса количественного анализа. – Студенты не особо любят количественный анализ. А дополнительная неделя, выделяемая на эту дисциплину, посвящена скорее факторному анализу, чем количественному анализу в целом. И это большая проблема».
Ее решением занялся стартап DataCamp. Компания, основанная полтора года назад, предлагает студентам и профессионалам в области информационной экономики доступные интерактивные интернет-курсы, посвященные анализу данных.
В программе курсов рассматриваются темы визуализации данных, динамических отчетов, программирования на языке R и Больших Данных. Однако ее авторы не придерживаются традиционных академических форматов. При изучении материала используются короткие видеоуроки и интерактивные задачи по программированию. Доступ к ним осуществляется через браузер. Некоторые занятия проводятся бесплатно, а желающие получать материалы в полном объеме могут оформить подписку стоимостью 25 долл. в месяц или 250 долл. в год. Стандартных дипломов DataCamp не выдает, но студенты получают значки и сертификаты о прохождении определенных курсов обучения.
«В течение первого года у нас прошли обучение 100 тыс. человек, – сообщил один из основателей и генеральный директор DataCamp Джонатан Корнелиссен. – Это показывает, что в мире существует реальная потребность в изучении анализа данных. Мы же видим свою миссию в поиске новых подходов к обучению по соответствующей тематике. Около 70% студентов DataCamp являются профессионалами, работающими в мире бизнеса. В своей деятельности им приходится постоянно сталкиваться с данными, которые требуют визуализации и понимания».
Будущие планы интернет-школы предусматривают создание курсов по очистке данных, манипулированию ими и моделированию.
Образовательные программы – лишь один из подходов, помогающий сотрудникам воспринимать данные по-новому, но далеко не единственный. Некоторые организации отдают предпочтение другим – гораздо более необычным направлениям.
Центр эпигеномики Медицинского университета им. Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке поддерживает контакты с художником Дэниелом Коном, который помогает по-новому взглянуть на генетические данные.
«Мне интересен сам процесс создания смысловой нагрузки, – заметил Кон, проработавший в течение десяти лет художником в Институте Броуда, где занимаются расшифровкой генома. – Люди полагают, что все, что мы видим, существует на самом деле, и нам всего лишь нужно это усвоить».
Родившийся в Индии и выросший во Франции, Кон впитал в себя множество различных культур, а художественное образование помогает ему придерживаться необычных подходов. «Согласно общепринятому мнению, любую ситуацию можно рассматривать с разных точек зрения, – говорит он. – На полотне мы изображаем предмет не таким, какой он есть на самом деле, мы рисуем его с учетом определенных традиций».
Аналогичным образом, при взгляде на научные данные очень важно иметь точное представление о научных традициях, положенных в основу избранного подхода, а также понимать, что традиции эти являются не единственным возможным вариантом.
Распространено мнение, что для оперирования Большими Данными нужны лишь более мощные машины и улучшенные алгоритмы. «На мой же взгляд, для понимания окружающей нас реальности нужны новые метафоры, – считает Кон. – Истории, закладывающие новый смысл. Для мира, который меняется вокруг нас, нужны новые, соответствующие ему правила».
«Подход Кона может быть полезен, – признал директор Центра эпигеномики Джон Грейли. – Его сила заключается в его наивности и оторванности от темы. После показов он задает вопросы. Почему эта диаграмма представлена в синих и красных тонах? Что если после щелчка по точке откроется новое измерение? У него отличное визуальное восприятие, и это заставляет нас искать что-то новое. Есть надежда, что, побуждая ученых выходить за рамки традиционного для них мышления, он зародит искры понимания, имеющие самые неожиданные источники».
«Многие открытия совершались благодаря счастливому случаю, – указал Кон. – Ученые испытывали озарение, не имеющее рационального объяснения».
«Таким образом, нам нужны новые инструменты визуализации, позволяющие выносить интуитивные суждения о данных и не требующие полного представления о функционировании систем, – сделал вывод Грейли. – Партнерство наше продолжается всего полтора года, и оценивать все его преимущества еще слишком рано. Пока же можно сказать, что выбираемые нами сейчас формы визуального представления сложнее, чем традиционно используемые стандартные температурные карты и диаграммы разброса».
«Аналитики принимали косвенное участие в принятии бизнес-решений в прошлом, но сегодня в этом процессе им отводится фактически центральная роль», – заметил Кирк Борн, ученый по данным и профессор Университета Джорджа Мейсона.
А это в свою очередь требует новых подходов, основанных на множестве различных дисциплин. Компаниям же нужен достаточно широкий круг сотрудников, обладающих навыками анализа данных.
Оркестр, все музыканты которого владеют инструментом одного типа, не добьется больших успехов. Команда должна состоять из исследователей данных, которые дополняют друг друга и способны вместе выдать отличную музыку.