Ежегодная российская конференция компании, прошедшая в рамках всемирной серии мероприятий Fujitsu World Tour 2015, собрала более 400 участников. Открывая конференцию, Виталий Фридлянд, вице-президент Fujitsu, генеральный директор Fujitsu в России и СНГ, отметил, что в год своего 80-летия Fujitsu проводит свое ключевое мероприятие под лозунгом «Инновации, ориентированные на человека», и указал на важность постановки человека «в центр технологической цепочки», учета его интересов в процессе развития технологий.
Эта тема стала ключевой и в панельной дискуссии «ИТ и экономика – взаимная трансформация» с участием представителей ряда ведущих российских ИТ-компаний, в том числе IBS, «Лаборатории Касперского», «ЛАНИТ-Урал». Обсуждались и другие «горячие» вопросы, например место России на мировом ИТ-рынке, информационная безопасность. Новинки компании, а также решения партнеров (Intel, Citrix, Red Hat, Symantec, Microsoft, VMware, Brocade), принявших участие в конференции, были представлены на тематических сессиях и на выставке.
Сегодня, когда большинство ИТ-гигантов оптимизируют свою деятельность, распродавая или отделяя «бесперспективные», на взгляд высшего руководства, продуктовые семейства, компания Fujitsu одна из немногих сохраняет в своем портфеле столь широкий спектр решений, от ноутбуков и POS-терминалов до мэйнфреймов.
Еще одна особенность Fujitsu — широкое предложение для рынка ретейла, от инфраструктурных решений до специализированных. Разработкам в этой области и опыту их применения в компании посвятили отдельную секцию, что вполне сооветствует девизу мероприятия — в ретейле в центре всего должен быть именно человек, покупатель. О работе на рынке розницы Computerworld Россия рассказал Дмитрий Абрамов, руководитель направления по работе с торговыми сетями.
- Как чувствует себя рынок ретейла?
Нельзя сказать, что очень хорошо, но и нельзя сказать, что очень плохо. Кризис, если говорить о нем, стал чем-то привычным, в отличие от 1998 года и даже 2008-го. Все стали работать в новых условиях, гораздо внимательнее относиться к тому, как и на что расходуются деньги.
- Розничный рынок всегда считался высококонкурентным. Здесь хоть и тратили много, скажем, на информационные технологии, но при этом считали деньги....
Да, на этом рынке всегда была низкая маржа, поэтому со своими поставщиками — хоть товаров на полки, хоть ИТ-систем — всегда жестко торговались. И при заключении контракта и даже после того, как тебя выбрали в качестве наиболее подходящего вендора, «выжимают» все, что могут, до последнего. Я работаю на розничном рынке почти два десятка лет и не могу сказать, что в этом отношении что-то изменилось.
Перемены скорее в другом. Когда я в 1998-м, кажется, году начал работать в крупной розничной структуре, в торговых сетях внедрялись системы управления в целом. Сейчас уже, как правило, осуществляются функционально небольшие, сфокусированные проекты. При том что с финансовой точки зрения в большой розничной сети они могут быть весьма масштабными.
В связи с этим в компаниях и на рынке вообще становится все меньше людей, которые понимают, как ИТ-система ретейлера работает в целом. Как правило, специалисты разбираются в отдельных функциональных вопросах.
- Но их и не надо много — один-два на компанию...
Нет и этого количества. Люди перемещаются по отраслям, специалисты высокого уровня уходят из ретейла куда-то еще, а те, кто пришел им на смену из других сфер деятельности, не разбираются в специфике ретейла и ИТ в ретейле. Не понимают важности специфических моментов, хотя бы той же фискализации — с точки зрения законодательства (фискализация контрольно-кассовой техники — ввод в ККТ с фискальной долговременной памятью кода налогового инспектора; является обязательной процедурой, без которой «касса» не может функционировать в рамках закона. — Д. Г.). И даже, я такое встречал, не хотят разбираться.
На мой взгляд, опыт именно в рознице очень важен для ИТ-руководителя ретейлера. Этот рынок весьма специфичен, в очень сильной мере зависит от внешних факторов, в том числе от законотворчества. Многие менеджеры пытаются работать на нем универсальными инструментами, посредством внедрения универсальных систем, а это не всегда получается.
Справедливости ради надо отметить, что и у вендоров становится все больше узких специалистов, незнакомых с рынком ретейла в целом.
- И как вендоры работают в таких условиях?
Некоторые уходят с нашего рынка, полностью или частично. Так, в IBM продали не только бизнес в области ПК и серверов x86-архитектуры компании Lenovo, но и свои кассовые аппараты — Toshiba. Каждый из этих шагов, наверное, правилен с финансовой точки зрения, но предложить полное решение для ретейла в IBM уже не смогут.
У нас, напротив, есть и торговое оборудование, и персональные системы, и инфраструктурные решения. При этом 95% предлагаемого Fujitsu мы разрабатываем и производим сами, это не OEM-продукты.
Тем не менее на российском рынке активны все основные мировые игроки. Другой вопрос, что не у всех у них есть полная линейка предложений.
- Современные технологические тенденции сказываются на работе розничных сетей — Большие Данные, облака?..
С Большими Данными торговые сети уже работают, пытаясь предугадать, что вам предложить, например, к 1 сентября, 8 марта, 23 февраля... Такие проекты довольно интересны, но тут мы участвуем скорее как поставщики инфраструктуры, наши собственные прикладные разработки в этой области пока в процессе становления.
Что до облаков, то в России уже реализуется идея сделать так, чтобы все торговые операции, данные о продажах в реальном времени передавались в системы наших контролирующих органов. Утверждается, что это позволит отказаться от фискальных решений, но, скорее всего, появится третья контролирующая сущность — вслед за фискальными модулями и ЭКЛЗ («электронная контрольная лента защищенная». — Д. Г.).
В этом нет ничего страшного для ретейлеров с точки зрения бизнеса: крупные компании давно уже работают «вбелую», двойную бухгалтерию не ведут. Но вот техническое воплощение идеи может быть не самым продуманным. В любом случае для крупной сети, с тысячами торговых точек и десятками тысяч касс в них, соответствующая доработка программного обеспечения, его настройка — это огромная по объему работа. И для самих сетей, и для нас, потенциального исполнителя в таких проектах.
- Что в России пользуется большим спросом из предложений Fujitsu – техника, ПО, услуги?
В основном инфраструктурные решения, как специализированные, так и «общего применения». В целом, наверное, половину продаж составляют «железо» и услуги, половину — готовые аппаратно-программные решения.
- Удешевление рубля дало ценовое преимущество российским производителям решений? Это чувствуется?
Не очень. Теоретически кассовым аппаратом может стать простой ПК, если его снабдить фискальным модулем, кассовым ящиком и всем прочим, прописанным в законодательстве. Другое дело — насколько он способен работать круглый год в режиме 24х7, как промышленные решения, которые специально для этого создавались.
Большие сети, как правило, предпочитают специализированную технику и программные решения; если будут ставить более дешевые отечественные, то это не проблема — по мере «взросления» любого вертикального рынка сопряжение техники и программ разных производителей становится все более легко решаемой задачей. Не всегда легко — но легче.
- «Вендорское» обслуживание традиционно недешево, от него никто не отказывается?
Очень редко. Серьезные клиенты считают деньги. Да, им бывает порой обидно платить за обслуживание техники, которая годами не ломается, но стоит подсчитать, во сколько обойдется простой хотя бы одной крупной торговой точки, и сомнения в необходимости оперативного и качественного обслуживания пропадают.