Первый международный горно-металлургический саммит SAP в Москве получился действительно интернациональным: почти 220 участников, представляющих более 40 международных компаний отрасли, обменялись опытом и представили свои наработки в области ИТ. География саммита охватывала почти все континенты: помимо России, Казахстана и Украины приехали коллеги из Германии, Бельгии, Люксембурга, Турции, Аргентины, Бразилии, Египта, Японии, Бахрейна. Примечательно, что соорганизатором мероприятия выступила «Северсталь» — вертикально интегрированная сталелитейная и горнодобывающая компания, одна из крупнейших в мире .
Интерес к саммиту закономерен: заказчики SAP с гораздо большим вниманием относятся к мероприятиям, имеющим отраслевую направленность, поскольку для представителей предприятий наиболее ценно изучить опыт коллег по своей отрасли. В этом плане прошедшая встреча дополнила традицию мероприятий SAP для горно-металлургической отрасли, состоявшихся в 2012 году в Мангейме и в 2014-м — в немецком Дармштадте.
Коллег из металлургических и горнодобывающих компаний, партнеров и конкурентов объединяет и то, что их предприятия сталкиваются со схожими рисками и насущными задачами как в области бизнеса, так и в области технологий, причем в их распоряжении оказываются весьма похожие инструменты, в частности продукты SAP и отраженные в них методологии. Заметная разница обнаруживается лишь в постановке задач и в подходах к их решению.
Экхардт Зисс: «Я впечатлен уровнем инноваций в российских компаниях отрасли» |
Так, одной из ключевых тенденций отрасли сегодня стала необходимость неуклонно повышать эффективность, причем с комплексным охватом всей цепочки создания добавленной стоимости, начиная от добычи сырья в карьере, шахте или на буровой и заканчивая тесным взаимодействием с клиентами, отметил Экхардт Зисс, вице-президент SAP в регионе Южной Европы, возглавляющий Центр решений для горной и металлургической отраслей.
«Клиенты ожидают экспоненциального улучшения качества услуг», — заявил Алексей Куличенко, заместитель генерального директора по экономике и финансам группы компаний «Северсталь».
По его словам, холдинг сталкивается сегодня с глобальным перепроизводством и, как следствие, со значительным снижением цен и рентабельности предприятий отрасли и необходимостью постоянно оптимизировать затраты. Ситуацию усугубляет усиление государственного протекционизма, наблюдаемое в разных регионах мира и преследующее цель защитить «свои» компании как на местных, так и на международных рынках. Чтобы сохранить устойчивость и конкурентоспособность, компания вынуждена продолжать программы, связанные с капитальными затратами, но реализовывать их приходится в условиях низкой рентабельности, а потому действовать нужно весьма осторожно.
Одновременно наблюдается непрерывный рост требований клиентов. В этих условиях «Северсталь» сталкивается с необходимостью «культурного сдвига» – перенесения центра внимания руководства и всех сотрудников компании с производства на нужды клиентов, что, безусловно, должно отражаться не только на менталитете сотрудников, но и на бизнес-процессах компании. Ключевая роль при этом отводится информационным технологиям – они призваны поддержать эти изменения. Сегодня клиентам нужно обеспечить обслуживание «мирового уровня», что подразумевает строгое выполнение обязательств перед ними, индивидуальный подход, быстрое и результативное устранение возникающих проблем и стремление превосходить ожидания клиентов.
Как рассказал Аурелиан Попа, директор по ИТ дивизиона сортового проката корпорации ArcelorMittal, его коллеги участвуют в проектах заказчиков, начиная буквально с обсуждения будущих производственных проектов (ключевыми для его дивизиона являются автомобильный, строительный рынок и предприятия, производящие различную металлическую упаковку), вместе с ними они обсуждают требования и к продукции ArcelorMittal, которая понадобится для реализации проектов, и к сопутствующим услугам. Кроме того, представители корпорации нередко работают прямо на площадках заказчиков. ИТ-подразделение помогает обеспечить взаимодействие с клиентами, предоставляя коллегам по бизнесу эффективные инструменты, в том числе системы электронного документооборота, веб-портал и систему электронной торговли на базе SAP Hybris, решение для взаимодействия с клиентами на основе SAP CRM и пр.
«Я впечатлен уровнем инноваций в российских компаниях, о котором я здесь услышал, к тому же у них замечательные планы по дальнейшему освоению ИТ-инноваций», — отметил, в частности, Зисс.
На второй день саммита «Северсталь» пригласила коллег по отрасли к себе в гости на Череповецкий металлургический комбинат, где им были продемонстрированы проекты в области мобильных устройств и средств оперативного планирования для технического обслуживания и ремонта оборудования, а также система интеллектуальной поддержки контрольных функций СКИФ.