Традиционные лидеры промышленных отраслей пока не получают от Интернета заметной отдачи, но как только ситуация станет меняться, они начнут пользоваться Интернетом активнее, чем ИТ-компании и предприятия, ориентированные на конечных потребителей.
«В период технологического бума и радикальных изменений, которые наблюдались в 1990-е и 2000-е годы в отраслях, ориентированных на потребителя, например в розничной торговле, промышленное производство США росло в среднем лишь на 4% в год», – отметил председатель совета директоров и генеральный директор компании General Electric Джефф Иммелт. – А после 2010 года рост замедлился до 1%».
Если перед технологическими и некоторыми другими компаниями развитие информационных технологий открывало гигантские возможности, то в тяжелой промышленности, энергетике и на транспорте долгое время не получали от этого существенного выигрыша. Но теперь появились инструменты, помогающие им извлечь более весомую выгоду, а ИТ-директор промышленного предприятия вполне может стать героем бизнеса. И в GE стараются приложить силы к тому, чтобы это произошло как можно скорее.
«Сегодня настал черед промышленных предприятий осваивать Интернет , – указал Иммелт. – У них есть все возможности для вступления в новую эпоху».
Само по себе подключение к Интернету не сулит особых преимуществ вертикальным отраслям. А вот грамотное использование потоков данных и расширенной аналитики способно радикальным образом изменить существующие процессы. Начать можно с оптимизации активов – внедрения технологии, позволяющей проследить за работой оборудования и его использованием. Результатом должна стать ликвидация незапланированных простоев за счет усиления контроля за состоянием инфраструктуры.
Масштабы Промышленного Интернета могут быть огромными с учетом природы компаний, применяющих соответствующие технологии. У одной только GE имеется 400 производственных предприятий, причем лишь 100 из них используют для совершенствования своих операций возможности аналитической системы Brilliant Manufacturing, опирающейся на данные от оснащенного датчиками оборудования. Ставки при подключении промышленных систем к сети весьма высоки: многие из них считаются критически важной инфраструктурой. Так, предотвращение сбоя на зарубежной нефтяной платформе сберегло одному из клиентов GE 5,2 млн долл.
«Мы убеждены в том, что потенциальные размеры Промышленного Интернета превышают размеры Интернета традиционного», – подчеркнул Иммельт.
Основой промышленных интернет-технологий GE является программное обеспечение, важная роль здесь отводится платформе Predix, предназначенной для выполнения базовых функций и приложений независимых разработчиков в вертикальных отраслях, в том числе в системе здравоохранения, на транспорте и в производственной сфере.
Одной из отраслей, процветающих благодаря ИТ, становится сегодня бизнес поставок электроэнергии. Возобновляемые источники энергии и распределенная генерация (для начала можно представить себе дома с солнечными панелями) ставят сложные задачи перед коммунальными службами. Вместе с тем умные счетчики и дешевые аппаратные датчики помогают таким предприятиям лучше понять свою операционную деятельность. Энергетические компании извлекают выгоду из этих тенденций, используя систему GE Digital Power Plant, которая была создана на базе Predix.
Компания Exelon – крупный поставщик электроэнергии в США – оформила подписку на использование Predix на всех своих генерирующих мощностях. Благодаря этому в Exelon рассчитывают на 2% увеличить производство энергии на ветряных станциях. Программное обеспечение GE используют также для развертывания промышленных интернет-систем железнодорожный перевозчик BNSF, производитель потребительских товаров Procter & Gamble и нефтяная компания BP.
Промышленные предприятия все чаще обращаются к Интернету и анализу данных в поисках путей экономии и получения рыночных преимуществ. И здесь ИТ-директорам отводится все более важная роль. В GE, например, ИТ-руководители решают самые разные задачи, начиная от покупки программного обеспечения и проектирования приложений и заканчивая обеспечением роста оборота компании.
«Характер работы ИТ-директора действительно очень сильно изменился», – подчеркнул Иммельт.