Ведущий экономист Банка Англии предостерегает о возможных серьезных социальных последствиях процессов интеллектуальной автоматизации. Символично, что прогноз этот прозвучал в самом центре зарождения Промышленной революции.
По словам главного экономиста банка Эндрю Халдейна, из-за последствий автоматизации под угрозой находятся примерно 80 млн рабочих мест в США и около 15 млн в Великобритании.
Возможная ликвидация рабочих мест вследствие роботизации и внедрения средств искусственного интеллекта вызывает все большее беспокойство у специалистов.
Исторически сложилось так, что автоматизация способствовала повышению производительности труда и дохода компаний, а увеличение доходов в свою очередь порождало рост спроса на товары других отраслей, предприятиям которых в связи с этим требовались новые работники. На всех предыдущих этапах общественного развития работники совершенствовали свои навыки, продолжая оставаться на шаг впереди машин.
В ИТ-сфере, например, непрерывное совершенствование профессиональной подготовки имеет особое значение, поскольку ее представители должны реагировать не только на дальнейшую автоматизацию, но и на рост конкуренции со стороны специалистов из других стран. Рабочие места довольно быстро перемещаются в географические регионы, где стоимость труда ниже.
Работникам, оказавшимся под угрозой увольнения, говорят о необходимости перехода на более высокий профессиональный уровень. Теоретически свои навыки может совершенствовать любой, но дело в том, что даже для высококвалифицированных специалистов остается все меньше рабочих мест.
Многие стремятся повышать свой профессиональный уровень, чтобы избежать безработицы, но при этом мы все чаще наблюдаем упрощение бизнес-процессов с применением средств автоматизации, в результате чего ту же работу могут выполнять люди с более низким уровнем квалификации. Одной из областей, где такое может произойти, является разработка программного обеспечения.
«По мере того как машины 'умнеют', все больше сокращается сфера, в которой остаются востребованными уникальные человеческие навыки, – отметил Халдейн. – Машины уже сегодня решают задачи, которые еще десяток лет назад казались совершенно невыполнимыми для них. В качестве примера можно привести хотя бы беспилотные автомобили. Алгоритмы быстрого обучения позволяют не только осваивать процессы и решать задачи, но и воспринимать окружающую действительность и даже эмоции. Если варианты повышения уровня профессиональной квалификации останутся невостребованными, возрастет риск существенного роста безработицы и неполной занятости. При этом зарплаты оставшихся специалистов будут расти, что приведет к дальнейшему увеличению разрыва в уровне доходов».
«Число складских работников вследствие автоматизации, возможно, и сократится, но зато увеличится спрос на специалистов по данным, – указал руководитель направления правительственных исследований Брукингского института Даррел Уэст. – Многие экономисты полагают, что в долгосрочной перспективе заметного роста или снижения общего числа рабочих мест скорее всего не произойдет».
Тем не менее высшим должностным лицам государства необходимо продумать вероятные последствия происходящих сегодня процессов.
«Следует сделать так, чтобы люди имели возможность жить полноценной жизнью, даже если обществу потребуется относительно небольшое количество работников, – подчеркнул Уэст. – И этим вопросам необходимо уделить самое серьезное внимание уже сегодня».