Прошедшей осенью Соединенные Штаты буквально захлестнул поток массовых убийств с использованием огнестрельного оружия. Десять человек погибли в колледже Umpqua Community в Орегоне, трое застрелены в центре планирования семьи в Колорадо-Спрингс, 14 человек стали жертвами террористов в центре помощи инвалидам в Сан-Бернардино. Согласно публикации New York Times, в 2015 году в США ежедневно происходили инциденты с применением огнестрельного оружия, в результате которых список убитых и раненых пополняли всякий раз не менее четырех человек.
Но даже эти цифры не дают полного представления о масштабах бедствия. По данным федеральных центров по контролю и профилактике заболеваний, вследствие применения огнестрельного оружия в США ежегодно погибает более 33 тыс. человек. В эту статистику входят не только умышленные убийства, но и самоубийства, и несчастные случаи.
Летом автор публикаций в New York Times Николас Кристоф обратился со страстным призывом установить контроль за обращением оружия, предусматривающий в том числе и уточнение ужасающей статистики. Начиная с 1968 года от применения огнестрельного оружия в США погибло больше людей, чем на полях сражения во всех войнах, в которых принимала участие Америка. Каждые полгода в результате убийств и самоубийств умирает больше американцев, чем от всех террористических атак за последние 25 лет и от войн в Афганистане и Ираке, вместе взятых.
Впрочем, есть надежда, что в условиях, когда ни любители оружия, ни торговцы им не желают сдавать свои позиции, по крайней мере часть смертей удастся предотвратить благодаря технологиям. Год назад в Кремниевой долине началась разработка интеллектуального огнестрельного оружия, которое способно помочь сохранить немало жизней. Рон Конвей, один из самых успешных в мире инвесторов (он финансировал, в частности, на первых порах Google и PayPal), основал группу Smart Tech, которая будет финансировать разработку компаниями технологии умного оружия. Группа инвестировала уже в 15 проектов.
Интеллектуальное оружие может быть устроено по-разному. Устройства, считывающие отпечатки пальцев, позволяют стрелять лишь авторизованным пользователям. В решении iGun используется технология RFID, разрешающая стрелять лишь носителям определенного атрибута — например, специального перстня. SGTi позволяет модифицировать уже существующее вооружение и оснастить его сканерами отпечатков пальцев.
Новые технологии могли бы спасти жизнь очень многим. Например, детям, которые случайно стреляют в себя или своих друзей во время игры с огнестрельным оружием. Процесс авторизации исключает возникновение таких ситуаций. Возможно, интеллектуальные технологии предотвратили бы убийство 20 детей и шести взрослых в начальной школе Сэнди-Хук в 2012 году. Ведь Адам Ланза использовал в качестве орудия убийства винтовку своей матери.
Казалось бы, такое решение должно понравиться всем. Те, кто хотят иметь умное оружие, могут купить его, все остальные не обязаны это делать. Но оружейники так не считают. И делают со своей стороны все для того, чтобы убить технологию еще до того, как она начнет спасать людям жизнь.
По сообщениям Fortune, двух продавцов оружия радикалы заставили свернуть бизнес, таким образом наказав их за продажу полуавтоматического пистолета Armatix iP1, который благодаря применению технологии RFID и умных часов позволяет воспользоваться оружием только его законному обладателю. Совладельцу компании Engage Armament Энди Реймонду в случае продолжения продажи интеллектуального оружия угрожали сжечь магазин и убить его собаку. «Мне следовало бы тщательнее все взвесить, – рассказывал он потом корреспонденту Portland Press Herald. – Но теперь пусть лучше меня самого застрелят из интеллектуального пистолета, чем я начну заниматься всем этим снова». Дилер, продающий через Интернет оружие, которое требует авторизации, согласился побеседовать с журналистами Fortune только на условиях анонимности. Оружейные экстремисты выступают категорически против интеллектуального вооружения, потому что уверены: это станет первым шагом на пути к установлению контроля за оборотом и использованием оружия.
Вести борьбу с умным оружием настроены не только отдельные лица. Вся отрасль выражает недовольство. Глава ассоциации торговцев спортивным оружием National Shooting Sports Foundation Стив Санетти в интервью 60 Minutes заявил, что к подобным инновациям призывают не владельцы оружия, а те, кто выступает против него: «Инициатива исходит от людей, которые хотят создать на пути продажи и использования оружия как можно больше препятствий. Зачем вы пытаетесь взять мое ружье и внести в конструкцию какие-то изменения, заведомо снижающие его надежность?»
Исполнительный директор отраслевой организации Sporting Arms and Ammunition Manufacturers’ Institute Ричард Паттерсон считает, что оружие уже сейчас достаточно безопасно, и делать его еще безопаснее нет никакой необходимости: «Продукт, всякий раз выполняющий ровно то, для чего он предназначен, уже безопасен. Ружье стреляет тогда, когда вы этого хотите. Не нажимайте на курок, и оно не выстрелит. Хотя, конечно, найдутся и люди, которые считают безопасным лишь то оружие, которое не стреляет никогда».
Возможно, о полной безопасности огнестрельного оружия Санетти и Паттерсон рассуждали бы даже в присутствии родителей тех 785 детей, которые случайно были застрелены в период с 1999-го по 2010-й год. (Такие цифры приводят в центрах по контролю и профилактике заболеваний.) Родители же, со своей стороны, наверняка напомнили бы им, что оружие, находящееся в руках ребенка, не должно было выстрелить.
Конечно, сами по себе умные технологии не решат проблему насилия с применением огнестрельного оружия. Нужны жесткие административные меры. Но лоббисты слишком сильны, а политики слишком трусливы для того, чтобы решиться на это. А между тем интеллектуальное оружие могло бы спасти жизнь множеству людей.