В 2015 году эксперты аналитического агентства OSP Data издательства «Открытые системы» приняли участие в масштабном исследовательском проекте, инициированном секретариатом Ассоциации стран Юго-Восточной Азии и Минэкономразвития РФ. Главной целью проекта стала разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности и эффективности предприятий среднего и малого бизнеса стран АСЕАН за счет использования современных информационно-коммуникационных технологий. Особое внимание было уделено перспективам применения мобильных технологий, а также облачных сервисов.
При выработке рекомендаций эксперты OSP Data руководствовались информацией, собранной путем опроса специалистов стран региона. Первая версия рекомендаций обсуждалась с представителями профильных министерств и малого бизнеса стран региона на конференции, прошедшей в декабре в Бангкоке. По ее итогам подготовлен окончательный вариант рекомендаций. Во многом они отражают специфику стран АСЕАН, но немало и тех, которые окажутся полезными и в других странах, в том числе в России.
Уровень развития ИКТ в регионе весьма неоднороден. Один из главных индикаторов этого уровня – ICT Development Index — комбинированный показатель, он рассчитывается по методике Международного союза электросвязи. Первую позицию по этому показателю среди стран АСЕАН занимает Сингапур – 19-е место в мировом рейтинге 2015 года; его индекс развития ИКТ – 8,08. В первую сотню входят еще три страны АСЕАН: Малайзия, Бруней и Таиланд (их индексы – 5,90; 5,53 и 5,36 соответственно). Недалеко от них в рейтинге расположились Филиппины (4,57), Вьетнам (4,28) и Индонезия (3,94). Явные аутсайдеры – Камбоджа (2,74), Лаос (2,45) и Мьянма (2,27). Для справки: на первом месте в рейтинге находится Южная Корея с индексом 8,93; Россия с индексом 6,91 занимает 42-е место.
Почти во всех странах региона велик разрыв в уровне использования ИКТ компаниями разного размера: если в сегменте микрокомпаний доля предприятий, использующих компьютеры и системы ИКТ в своем бизнесе, находится на уровне 25%, то для малых компаний такой показатель составляет порядка 70%, а для средних – приближается к 100%.
В ходе исследования зафиксирована и существенная разница в уровне проникновения ПК и смартфонов. Скажем, в Камбодже степень проникновения ПК на предприятиях составляет всего 20%, а смартфонов – 70%. У малых предприятий эти показатели составляют 50% и 80% соответственно, а у средних оба показателя выходят на уровень 95%.
Для многих стран Азии характерна ситуация, когда мобильная связь более доступна, чем проводная. Опережающее развитие сетей мобильной связи часто обусловлено историческими причинами: страны осуществили переход «от телеграфа к мобильной связи», минуя этап построения инфраструктуры проводных коммуникаций, которая в развитых странах формировались многие десятилетия. Следствием стало то, что облачные сервисы часто начинают использовать именно с мобильных устройств, смартфонов и планшетов. И только затем пользователи при наличии проводных подключений могут переходить к потреблению облачных сервисов через персональный компьютер.
При этом уровень мобильности (доля сотрудников, работающих в мобильном режиме) ни в одной стране АСЕАН не превышает 50%. На микропредприятиях в большинстве стран этот уровень ниже 10%. Как показало исследование, главные препятствия на пути повышения мобильности сотрудников и распространения концепции BYOD в микропредприятиях – высокая стоимость внедрения соответствующих систем и сомнение в целесообразности их внедрения; если вести речь о средних предприятий – то там мешают проблемы с безопасностью и недостаточный функционал имеющихся решений. Чем меньше размер предприятия, тем меньше его волнуют проблемы безопасности. Основными преимуществами, которые дает рост уровня корпоративной мобильности, здесь видятся повышение гибкости и удобства работы сотрудников, а также возможность полноценно трудиться во время поездок и в полевых условиях.
Что касается перехода к облачной модели, то, согласно полученным данным, ключевой драйвер для микрокомпаний – это снижение капитальных затрат; для более крупных компаний – доступ к ИКТ-сервисам из любой точки, что позволяет расширить охват клиентов, в том числе из удаленных регионов и других стран. В числе других важных факторов: оплата только реально потребленных ресурсов и возможность гибко изменять объем потребляемых ресурсов, а также исчезновение необходимости содержать собственных дорогостоящих специалистов по ИКТ.
Главным препятствием на пути перехода к облачной модели потребления ИКТ-сервисов для микрокомпаний является их высокая стоимость. Также очень значимый фактор — наличие удобного интерфейса для работы с сервисом, что объясняется отсутствием выделенных ИТ-специалистов в компаниях такого масштаба. В то же время для средних компаний препятствия, тормозящие переход к облакам, ранжируются уже по-другому. На первое место выходят надежность и функциональность сервисов, тогда как стоимость, а также удобство работы с сервисом менее важны, поскольку в таких компаниях гораздо более вероятно наличие ИТ-специалистов. Для компаний всех размеров весьма важным является вопросы информационной безопасность при работе с облаками, однако заметим, что соответствующие проблемы волнуют предприятия далеко не во всех странах АСЕАН. Прежде всего это определяется спецификой работы небольших компаний и связанной с ней степенью конфиденциальности информации, передаваемой во внешние облака.
Безусловно, основной фактор использования облачных сервисов – ценовой. Высокая стоимость услуг — вот главное препятствие на пути перехода к облачным сервисам, но в то же время возможность снизить капитальные затраты – это и главный драйвер для такого перехода. Снижению стоимости облачных сервисов для конечных потребителей должно способствовать повышение конкуренции как на рынке услуг доступа между телекоммуникационными операторами и провайдерами доступа, так и собственно на рынке облачных сервисов и приложений.
Чтобы облачные сервисы действительно стали массовыми, плата за них должна взиматься так же просто и понятно, как, скажем, за электричество или другие коммунальные услуги. Наличие прозрачных и удобных схем ценообразования — во многом залог успеха в продвижении облачных сервисов, особенно на такой «чувствительный» к параметрам стоимости рынок, как рынок предприятий СМБ.
Если предприятие практически не использует современные информационные технологии, то их внедрение, независимо от того, какая модель для этого будет задействована, очевидно, потребует расходов. В таких случаях, конечно, нельзя утверждать, что облачная модель снижает расходы. Поэтому и провайдерам облачных сервисов, и организациям, отвечающим за развитие новых технологий, следует акцентировать внимание на других характеристиках облачных ИКТ. Например, рекламировать интуитивно понятный, дружественный интерфейс использования сервисов, возможность снизить нагрузку на сотрудников, повысить эффективность их работы, расширить охват потенциальных заказчиков и пр.
Ключевой момент — обучение и информирование. Очень важно, чтобы руководители предприятий СМБ понимали, что могут дать им облака. Отсутствие подобного понимания часто становится непреодолимым препятствием к внедрению облачных сервисов. Скажем, в Индонезии, по данным Ассоциации облачных вычислений Азии, только 3% владельцев бизнеса имеют представление об основах облачных вычислений. В более технологически развитых странах уровень понимания, конечно же, выше. Но в целом в сегменте СМБ этот уровень и представление о преимуществах облачной модели пока недостаточны.
По своим потребностям в области ИКТ компании среднего размера ближе к крупным предприятиям, тогда как малые компании, а особенно микропредприятия, часто ограничиваются сервисами потребительского уровня. Однако для тех и других характерна, как правило, нехватка ресурсов для развития ИКТ. Средним компаниям, у которых имеется собственная ИТ-инфраструктура, облачные сервисы предлагают привлекательную альтернативу дальнейшим вложениям в ее расширение. Малым компаниям — а у многих из них вообще нет никаких средств ИКТ — облачные сервисы снижают стоимость входного билета в мир современных технологий. Наличие у сотрудников навыков, полученных в обыденной жизни, и их приложение к бизнес-задачам позволит без дополнительного переобучения задействовать возможности современных ИКТ в интересах компаний. Кроме того, многочисленные мобильные терминалы могут и должны быть использованы для получения современных облачных сервисов.
Александр Барсков — главный эксперт аналитического агентства OSP Data издательства «Открытые системы».
АСЕАН. Справка
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии – АСЕАН (Association of South East Asian Nations, ASEAN) – региональная межправительственная организация, созданная в 1967 году. Первоначально в нее вошли пять государств: Сингапур, Таиланд, Филиппины, Индонезия и Малайзия. В дальнейшем к ним присоединились еще пять стран: Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа.
Формирование АСЕАН в середине 1960-х годов было вызвано главным образом необходимостью военно-политической стабилизации в Юго-Восточной Азии. Вследствие различных объективных и субъективных причин взаимное экономическое сотрудничество развивалось в ограниченных масштабах. Детальный план экономического сотрудничества АСЕАН был принят только в 2007 году.
Темпы экономического роста стран Ассоциации, по предварительным данным, составят в 2015 году 5,1%, что существенно выше среднемирового прогноза в 3,5%. Взятые вместе, члены АСЕАН составляют в настоящее время седьмую по величине экономику в мире. Их совокупный ВВП оценивается в 3,3 трлн долл. Прогнозируется, что к 2050 году АСЕАН выйдет на четвертое место по объему экономики.
СМБ в АСЕАН
Малый и средний бизнес является интегральной частью экономики стран АСЕАН. Как по общему количеству предприятий, так и по числу занятых в нем сотрудников СМБ значительно превосходят крупные предприятия. На долю СМБ приходится около 96% всех предприятий в странах АСЕАН, они обеспечивают от 50 до 85% занятости.
Доля СМБ в ВВП составляет от трети до двух третей (от 31% до 70,5%), исключением является Бруней, где на долю СМБ приходится лишь 22,1%. Вклад микро- и малых предприятий в ВВП превышает вклад средних предприятий в два-три раза.
СМБ: проблемы классификации
Подход к классификации предприятий среднего и малого бизнеса в разных странах АСЕАН различается, но даже если принятые критерии совпадают, их количественные значения разные. В большинстве стран региона принято проводить разграничение между микро-, малыми и средними предприятиями, но в Сингапуре они не различаются, а в Таиланде, Лаосе, на Филиппинах микропредприятия не выделяют в отдельную группу. В тех странах, где принята трехступенчатая градация, границы между ними не совпадают. Если к микропредприятиям обычно относятся компании с штатом 5-10 человек, то к малым — с численностью до 25-200 человек. Максимальную численность средние предприятия имеют во Вьетнаме — 300 человек для производственной сферы. В большинстве же стран средними предприятиями считаются компании со штатом до 100-200 человек.
В представленном в статье исследовании было решено ограничиться количественным критерием по числу сотрудников как наиболее общим и распространенным и использовать следующую сегментацию: микропредприятия — до 20 сотрудников, малые предприятия — от 20 до 99, средний бизнес — от 100 до 999 сотрудников.