Редакция «Журнала сетевых решений/LAN» провела 25 марта традиционную ежегодную встречу ведущих специалистов компаний, работающих на российском рынке структурированных кабельных систем. По словам Дмитрия Ганьжи, главного редактора журнала, такие встречи для поставщиков СКС организуются уже почти 20 лет, и каждый год рынок ставит перед отраслью новые задачи. В этом году в ней приняли участие представители компаний Brand-Rex, CommScope, Panduit, RiT Technologies, Schneider Electric, «РдМ Дистрибьюшн» и «Тайле».
Трудный рынок
Профессионалы отрасли обсудили широкий круг вопросов, включая проблемы бизнеса в условиях спада отечественной экономики. Не остались без их внимания и слияния и поглощения известных на мировом рынке СКС компаний, которые работают также и в нашей стране.
Так, в прошлом году компания CommScope приобрела существенную часть TE Connectivity, усилив позиции в области оптических коммуникаций и расширив географический охват. В ассоциации BSRIA отводят этому конгломерату четверть рынка СКС нашей страны. По словам Романа Китаева, главы российского представительства CommScope, сохранены обе торговые марки — Systimax и AMP Netconnect, хотя со временем внутри них возможны «перетекения» отдельных компонентов (см. также «Плоды интеграции», Computerworld Россия, № 02, 2016).
Еще одно поглощение, практическое влияние которого на отечественный рынок СКС и инженерной инфраструктуры скажется позже, – покупка Brand-Rex частной американской электротехнической компанией Leviton, пока не представленной в Европе. «К настоящему времени заявлено о планах проанализировать и в дальнейшем объединить продукты обеих компаний», — пояснил Сергей Логинов, директор по продажам Brand-Rex в России.
Три-четыре года назад подобные события привлекли бы гораздо больше внимания, но сегодня их в значительной степени заслоняют негативные тенденции российского рынка СКС. Согласно предварительным данным BSRIA, объем отечественного рынка СКС составил в 2015-м немногим более 70 млн долл., снизившись по сравнению с предыдущим годом на 30%.
По мнению большинства участников круглого стола, 2015 год был не простым для их бизнеса. В Panduit, к примеру, отмечают почти двукратное уменьшение средней стоимости проектов, в CommScope говорят о практически двукратном затягивании длительности предварительных процедур, причем все это — на фоне уменьшения общего числа проектов.
Все почувствовали усиление ценового давления. «Одно из наиболее ярких наблюдений прошлого года – заказчики, уходя в сегмент СКС среднего уровня, хотят тем не менее получить систему известной торговой марки и с долгосрочной гарантией», — отметил Дмитрий Никулин, менеджер по развитию бизнеса в России подразделения Schneider Electric Network Connectivity.
О том же говорит и Александр Брюзгин, региональный менеджер Panduit в России, СНГ и странах Восточной Европы: «Мы умеем конкурировать с производителями премиальных систем, но сегодня приходится противостоять СКС среднего уровня, стараясь сохранить прибыльность для себя и партнеров».
К снижению доходов производителей при инсталляции офисных СКС ведет и передача заказчиками на откуп подрядчикам вопросов выбора системы. Те в свою очередь не обращая внимания на фактические технологические параметры, стараются использовать наиболее дешевые СКС, которые в изобилии предлагают азиатские компании.
«Мы боремся с безымянными системам с тех пор, как вывели на рынок собственную СКС среднего ценового диапазона Nikomax. Для предоставления многолетней гарантии организовали обучение и авторизацию партнеров, включая подрядчиков и инсталляторов», — отметил Игорь Белоусов, исполнительный директор компании «Тайле».
Несмотря на кризис, производители не намерены снижать требования к сертификации своих СКС и продолжают регулярную работу с партнерами. Что же касается заказчиков, то они более внимательно и менее формально стали относиться к сертификации.
Как указал Владимир Стыцько, директор по работе с ключевыми заказчиками представительства CommScope, важность сертификации сохранилась, но изменился подход, потому что люди хотят понять суть предоставляемых гарантий. В «Тайле» заметили, что во многих организациях потребность в сертификации стали соотносить с предполагаемым сроком, на который компания-заказчик въезжает в здание, где устанавливается СКС. Китаев считает, что при решении вопроса о сертификации СКС по-прежнему главным критерием для заказчика остается безотказная работа ИТ-систем. Брюзгин, в свою очередь, убежден, что, несмотря на экономическую ситуацию, гарантия является привычной составляющей взаимоотношений производителей и заказчиков премиальных СКС.
В поиске точек роста
Представители международных производителей считают центры обработки данных, где преобладают оптические коммуникации, наиболее перспективными и доходными объектами.
Дарюш Заенц, директор российского представительства израильской компании RiT Technologies, входящей в российскую группу «Стинс Коман», полагает, что в условиях ограниченного строительства ЦОД нужно искать новые пути развития бизнеса: «В прошлом году мы в несколько раз увеличили число сотрудников, и они теперь работают не только на Россию, но и на всю компанию RiT».
В «Тайле» весьма оптимистично расценивают перспективы роста в новых сегментах, например таких, как туристические объекты и предприятия агропромышленного комплекса. «В регионах есть что делать», — заявил Белоусов. В компании рассчитывают также на инсталляцию СКС в промышленных системах, комплексах видеонаблюдения, системах передачи по IP аудио- и видеоконтента.
Для продвижения продуктов Panduit Брюзгин надеется использовать волну интереса к центрам обработки данных. Вместе с производителями инженерных систем и сетевого оборудования компания развернула программу обучения инфраструктурным решениям для ЦОД. «Ее популярность очень велика, мы увидели много новых лиц», — отметил Брюзгин.
Арсенал СКС Schneider Electric Network Connectivity в перспективе может пополниться продуктами, которые создаются азиатскими подразделениями электротехнического концерна.
Логинов обращает внимание на новые стандарты 2,5-Gigabit Ethernet и 5-Gigabit Ethernet, способные повысить спрос на кабели Категорий 5e и 6.
«Тем не менее нужно искать проекты, искать свои ниши, предлагать отсутствующие у конкурентов решения», — считает Стыцько.
Импортозамещение
Российский рынок СКС формируется продуктами зарубежных и отечественных брендов, а также безымянными азиатскими системами. Если говорить о компонентах самих СКС и конструктивах, необходимых для их монтажа, то в нашей стране производятся лишь некоторые виды кабелей, шкафов, несущих и монтажных лотков. Поэтому сегодня не приходится говорить о полностью российских СКС.
В немногочисленных отечественных системах используются в основном азиатские компоненты. Их поставщики тщательно отбираются, готовые системы тестируются, на них предоставляются гарантии. Отечественные системы относятся к средней ценовой категории, что делает их привлекательными, а азиатские компоненты в них в сложившихся геополитических условиях могут рассматриваться даже как определенное преимущество. Кроме того, можно предположить, что СКС российских поставщиков заведомо адаптированы к локальным требованиям.
В компании «Тайле» отмечают, что упоминание о российском происхождении продуктов заметно повышает к ним интерес многих потенциальных заказчиков. По мнению представителей зарубежных поставщиков СКС, импортозамещение в целом тормозится ИТ-менеджерами среднего звена, отвечающими за работоспособность ИТ-систем своих предприятий. Они уверены в продуктах, которые использовали до сих пор, и не склонны заменять их на что-либо другое.