Несмотря на то что торговля, в том числе в Интернете, испытывает серьезные трудности из-за экономического кризиса и продолжающегося снижения потребительского спроса, в Ozon Group, кажется, все хорошо: суммарная выручка холдинга в 2015 году выросла на 23% и составила почти 40 млрд руб., а у его самого известного актива — интернет-магазина Ozon.ru — выручка увеличилась на 33% и составила 15 млрд руб. И это лучшие показатели за последние годы, подчеркнул генеральный директор Дэнни Перекальски. Он отметил, что инфляция обеспечила только 10% роста, а остальное — благодаря привлечению новых покупателей и увеличению общего количества заказов. В прошлом году компания выполнила более 5 млн интернет-заказов, на 25% больше, чем в 2014 году, причем около половины их была сделана новыми клиентами.
Но потенциал российского рынка интернет-торговли еще далеко не исчерпан, считает Перекальски, опираясь на аналитические данные, собранные Data Insight, «Яндексом» и Росстатом. Если верить им, в России сейчас насчитывается около 40 тыс. интернет-магазинов и порядка 40 млн людей, хотя бы раз покупавших товары в онлайне, но при этом доля онлайн-рынка — всего около 3,5% от общего рынка торговли потребительскими товарами, тогда как в других странах — от 8 до 13%.
«Неохваченных покупателей» в Ozon собираются искать, в частности, в регионах, где об этом интернет-магазине, как признался Перекальски, пока знают не очень многие жители. Сейчас клиенты магазина проживают в основном в Москве, и на столицу в 2015 году пришлось 42% продаж (+44%). Остальные регионы сильно отстают: на Центральный федеральный округ (без учета столицы) в прошлом году пришлось 14%, на Санкт-Петербург — 11%, на Приволжский и Южный федеральные округа — 7% и 4% соответственно. Мировые продажи Ozon, хотя и выросли на 138% в прошлом году, составляют всего 2% в общем обороте.
В текущем году компания движется дальше — уже в апреле будет открыт склад в Екатеринбурге и расширен склад в Казани, что позволит организовать доставку на следующий день после оформления заказа, а после Урала и Поволжья в «Озоне» намерены завоевывать Сибирь и расширяться в Южном федеральном округе, заявил Перекальски.
От книг до алкоголя
Второе направление, в котором активно работает компания, это расширение ассортимента. Сейчас ассортимент Ozon.ru — без малого 4 млн товаров, каждый месяц он увеличивается на 100 тыс., а к концу года будет около 5 млн, сообщил Перекальски. И хотя книги по-прежнему лидируют по продажам (28% в общем количестве купленных товаров, +17% по сравнению с прошлым годом), их почти догнала электроника и бытовая техника (26% в общем количестве, +32% рост). Заметны в общих продажах доли детских товаров (+72%, доля в общем объеме продаж 14%), в категориях «Дом и сад» (+58%, доля — 13%) и «Красота и здоровье» (6%, рост +50%). В прошлом году в интернет-магазине появились новые категории — одежда, продукты питания, запчасти и сантехника, рассказал гендиректор Ozon.ru. Расширение ассортимента произошло в том числе благодаря привлечению новых партнеров — сейчас их около 80, и они предлагают примерно 300 тыс. товаров — это цветы, автозапчасти, товары для дома и сада и т.д.
В 2016 году «Озон» продолжит расширять ассортимент, в том числе посредством привлечения новых партнеров, рассказал Перекальски. Кроме того, в компании сильно рассчитывают, что будет отменен запрет на продажу лекарств и алкоголя через Интернет. Если такое произойдет, в Ozon.ru эти две категории товаров точно появятся, подтвердил Перекальски.
Еще одно направление, которое давно (но пока безуспешно) пытаются внедрить в компании — это кросс-бордерные продажи. В ближайшее время, сообщил Перекальски, их вновь попытаются запустить. Он полагает, что клиентов заинтересует возможность покупать одежду и обувь европейских брендов за границей, но через привычный интерфейс Ozon.ru, а вычет европейского НДС (который составляет как минимум 15% от цены) сделает цены привлекательными для российских покупателей даже несмотря на сильно упавший курс рубля по отношению к евро.
Экономический кризис и снижение покупательского спроса компенсировалось для онлайн-торговли продолжающейся миграцией покупок из обычных магазинв в онлайн, а также инфляционным ростом среднего чека, отмечает партнер исследовательской компании Data Insight Борис Овчинников. По оценкам самой Data Insight, объем онлайн-покупок в российских интернет-магазинах в 2015 году вырос в рублях на 16%.
«Ozon.ru смог показать рост выше рынка — но как мы видим, разница с показателями рынка не колоссальная, 17 процентных пунктов. И эта разница, скорее всего, складывается из десятков, а то и сотен небольших улучшений на отдельных направлениях», — считает Овчинников.
Можно предположить, что Ozon смог существенно улучшить качество сервиса, в частности, скорость доставки, допустил эксперт, добавив, что работать над качеством сейчас «проще», чем в ситуации, когда рынок в целом и количество обслуживаемых заказов растет на десятки процентов в год.
Кроме того, что в ситуации, когда многие существенно сократили свои рекламные бюджеты, обладатели сильных и известных брендов получают дополнительное преимущество.