Похоже, сегодня уже любой крупный город претендует на звание «умного».
Вот лишь один пример. Три года назад власти Барселоны выступили с масштабной инициативой превращения столицы Каталонии в умный город. На главных магистралях были установлены датчики шума и качества воздуха. Появились умные светофоры, умные парковки и даже туристические приложения для смартфонов, помогающие гостям в поиске городских достопримечательностей.
На городском пляже Леванте оборудовали 22 осветительных установки, шесть из которых работают на солнечной и ветряной энергии. Ветряные генераторы запускаются при относительно низкой скорости ветра, а накопленной ими энергии оказывается достаточно для работы осветительных установок в течение шести дней без подключения к городской энергосети.
На пляжах, в парках и других общественных местах работают бесплатные сети Wi-Fi. Смонтирована примерно половина из запланированных 1,5 тыс. точек доступа. Открыт специальный веб-сайт, посвященный инновациям умного города.
Звание умного города уже закрепилось за Барселоной, однако некоторые аналитики сомневаются, что нынешний мэр Ада Колау будет продолжать реализацию ранее намеченных технических инноваций . В ходе предвыборной кампании в 2015 году у многих жителей Барселоны ценность проектов умного города вызывала вопросы.
«Они спрашивали, а что это принесет лично мне? – рассказывает аналитик Gartner Беттина Тратц-Райан. – В мире существует масса технологий умного города, активно продвигаемых поставщиками, но властям нужна поддержка и вовлеченность жителей, они не хотят превращать городское пространство в испытательные полигоны, в которых не видят никакой выгоды».
Впрочем, несмотря на скептическое отношение немалого числа граждан, группа Mobile World Capital Barcelona недавно представила новый проект — прототип умной парковки, позволяющей водителю одним прикосновением к экрану смартфона зарезервировать для себя парковочное место и оплатить стоянку, не выходя из автомобиля. Информация о свободных парковочных местах может пересылаться на смартфон, откуда ее легко перенаправить на экран приборной панели автомобиля.
Сталкиваясь с информацией о внедрении подобных сервисов, горожане обычно спрашивают: «А как это отразится лично на мне?» Между тем руководители городских ИТ-служб занимаются развертыванием сетей, позволяющих следить за уличным освещением и уровнем воды, тогда как местные власти предпочитают уделять основное внимание сервисам, предназначенным непосредственно для граждан и бизнеса. В Бостоне и Канзас-Сити, например, наряду с другими проектами умного города операторы связи увеличивают пропускную способность интернет-каналов для организаций и частных лиц. В Атланте упор делается на установку умных камер наблюдения, способствующих повышению общественной безопасности.
«Есть разные мотивирующие факторы, побуждающие двигаться в направлении умных городов, – заметила Тратц-Райан. – К примеру, в Сингапуре широкое распространение получили интеллектуальные государственные и частные сервисы, а Амстердам ориентирован на технологии социального взаимодействия и защиты окружающей среды. Сингапур рассматривается в качестве тестовой площадки такими городами, как Дубай и Париж. В чем на самом деле проявляется интеллектуальность города? В том, что власти активнее вовлекают жителей в городскую жизнь и формирование своей среды обитания, меняют облик горожан, школ и вузов и создают условия для расширения культурного разнообразия и укрепления взаимопонимания между людьми».