Создателем биткойнов, который называл себя Сатоши Накамото, является австралийский предприниматель Крэйг Райт, — об этом он заявил в личном блоге и в интервью для СМИ.
Журнал Wired указал на Райта, как на возможного создателя биткоинов, еще в декабре, но тогда тот не подтвердил приведенные в публикации утверждения. Через какое-то время в Wired сообщили, что появившиеся в распоряжении издания новые свидетельства указывают еще на одну возможность: Райт мог быть мистификатором.
Тем не менее, Райт — действительно Сатоши, как он сам заявил в недавних интервью BBC, The Economist и GQ (но не Wired).
«Кто-то поверит, кто-то нет, но сказать по правде, мне на самом деле все равно», — сообщил Райт BBC.
Личность Сатоши была окружена тайной все годы существования биткойнов. Теперь, когда он раскрыл свое инкогнито, есть вероятность, что это повлияет на дальнейшее развитие криптовалюты, в частности, на разрешение спора о размерах блоков в цепочке транзакций с биткойнами, так называемом блокчейне.
Райт в личном блоге опубликовал свидетельство в пользу того, что именно он является изобретателем биткойнов: сообщение с цифровой подписью, соответствующей закрытому ключу шифрования, который использовался для заверения девятого блока в блокчейне биткойнов. Этот блок содержал транзакцию по переводу биткойнов от Сатоши к ныне покойному Хэлу Финни, специалисту в области криптографии, который стал одним из первых пользователей биткойнов.
Хотя закрытый ключ к девятому блоку с большой вероятностью принадлежал Сатоши, то, что Райт сгенерировал сообщение, подписанное этим ключом, само по себе не может служить неопровержимым доказательством того, что Райт и Сатоши — одно лицо. Кто-то другой в какой-то момент времени прошлого мог воспользоваться этим ключом для подписания сообщения, которое, как утверждает Райт, подписал именно он, — это эссе Жана-Поля Сартра 1964 года, в котором тот разъяснял свой отказ от Нобелевской премии по литературе. То, что Райт для подтверждения обладания ключом не стал подписывать сообщение, выбранное кем-то другим, может быть признаком того, что он не имел возможности сделать это, пишет The Economist.
Девятый блок в цепочке транзакций важен тем, что он связан с Финни, однако реальный Сатоши должен был обладать закрытыми ключами для подписи и более ранних блоков в блокчейне, в том числе самого первого.
В видеоинтервью для The Economist Райт демонстрирует процесс подписывания сообщения ключом от первого блока, но как отмечают в издании, «подобные демонстрации могут быть постановкой, а информация, с помощью которой можно выполнить независимую верификацию, была предоставлена нам слишком поздно, чтобы эту процедуру можно было провести полноценно». Тем не менее, как пишет The Economist, «Райт, похоже, владеет ключами, — по крайней мере, к девятому блоку».
Уверений Райта и проведенной им демонстрации хватило, чтобы убедить двух давних участников разработки биткойнов, Джона Матониса и Гевина Андрисена, которые переписывались с Сатоши по электронным каналам на заре биткойнов, не зная его лично.
Матонис, директор-основатель Bitcoin Foundation, общался с Сатоши в начале 2010 года. Впервые он столкнулся с Райтом на конференции 4 июня 2015 года, и вечером признался жене в «странном ощущении, что он только что познакомился с Сатоши», — пишет Матонис в посте, озаглавленном «Как я встретил Сатоши».
В апреле на пресс-конференции в Лондоне, где Райт представил свои доказательства, тот, по словам Матониса, в его присутствии подписал и проверил подлинность сообщения с помощью закрытых ключей от биткойнов, сгенерированных в первом и девятом блоках.
«На мой взгляд, эти доказательства убедительны, и у меня нет сомнений, что Крейг Стивен Райт — создатель технологии биткойнов, разработчик протокола согласования Nakamoto Consensus и автор имени Сатоши Накамото», — пишет Матонис.
Не менее убедительными демонстрации Райта показались и Андрисену, который стал ведущим разработчиком ПО биткоинов после Сатоши. «Я считаю, что Крейг Стивен Райт — это человек, который изобрел биткоины», — написал он в блоге.
Андрисен, как и Матонис, посещал пресс-конференцию в Лондоне, на которой также присутствовали журналисты The Economist, BBC и GQ.
«Предшествовавшая мероприятию переписка убедила меня, что это с большой вероятнростью тот же самый человек, с которым я общался в 2010-м — начале 2011 года, — добавил Андрисен. — Проведя с ним какое-то время, я в полной мере убедился, что Крейг Райт — это Сатоши».
Почему Райт решил разоблачиться именно сейчас?
«Это не мое решение, — сообщил он в интервью BBC. — Это решили за меня, создав тем самым сложности для моих друзей, членов семьи, подчиненных. У меня есть сотрудники здесь в Лондоне и за рубежом, они хотят приватности, им не нужно, чтобы все это их как-то касалось. Я не хочу, чтобы кто-то из них пострадал».
Другим изданиям, в которых надеялись, что Райт повторит свои заявления и демонстрацию с подписанием сообщения, не повезло. «Я появился перед камерами лишь раз, и больше никогда не дам согласие на съемку ни одному телеканалу или изданию», — заявил он.