Народ обмануть нельзя. Можно ввести в заблуждение одного человека или группу людей, но общество в целом — нет. Именно в этом главный принцип блокчейн-платформ, теоретически позволяющих реализовать честные выборы, взаиморасчеты без посредничества банков, кадастр недвижимости, из которого невозможно удалить «неудобные» записи, банк видеоданных с камер, гарантирующий неизменность записей, систему мгновенной регистрации авторского права, реестр объектов интеллектуальной собственности и пр.
В Москве прошла пресс-конференция Виталика Бутерина, в 2013 году предложившего Ethereum («Эфириум»), свою концепцию консенсус-платформ нового поколения, представляющую собой универсальную среду и язык программирования для создания приложений, реализующих произвольные правила учета собственности, поддерживающих форматы сделок и правила регистрации. По сути речь идет о децентрализованной базе данных, с которой работает распределенный компьютер («эфир», отсюда и название), независимый от какого-либо единого центра, где потенциально может произойти сбой. В отличие от блокчейн-платформы первого поколения, поддерживающей криптовалюту биткойн, в Ethereum каждая транзакция — это программа, исполняемая параллельно на многих машинах, а результат ее работы формируется путем консенсуса всех участников системы. Сведения о любой транзакции становятся достоянием всех, а если по каким-либо причинам это невозможно, то транзакция отменяется.
«Ethereum – это децентрализованная технология, с помощью которой можно безопасно и без комиссии посредникам (банкам, брокерам, страховым компаниям, государству, нотариусам) совершать сделки», — отметил Бутерин. На пресс-конференции прозвучало два сообщения для российской ИТ-общественности: Бутерин и член консультационного совета проекта Ethereum Владислав Мартынов, генеральный директор Yota Devices, объявили о намерении создать фонд поддержки разработки на платформе Ethereum и соответствующий центр на базе «Сколково», а компания Acronis, специализирующаяся на решениях по защите данных в облаке, — о стратегическом сотрудничестве с Ethereum в деле создания сервисов и приложений для защиты данных на базе технологий блокчейна.
Центр в «Сколково» будет заниматься изучением технологии блокчейна применительно к различным секторам экономики и различным сферам товарообмена. Помимо этого, по словам исполнительного директора кластера информационных технологий Фонда «Сколково» Игоря Богачева, центр будет нацелен на поиск и поддержку перспективных ИТ-проектов и команд разработчиков, работающих с платформой Ethereum. «Нужна экосистема развития, позволяющая сделать из платформы продукт... До конца года мы планируем подобрать 20 команд, работающих по направлению блокчейн», — заявил Богачев.
Станет ли Ethereum технологическим прорывом или обернется очередным пузырем? Несмотря на то что сама идея плодотворна и ею заинтересовались как гранды ИТ-индустрии наподобие IBM и Microsoft, примеряющие ее для своих облачных решений, так и игроки финансовой сферы BNP Paribas, Credit Suisse, Goldman Sachs, JP Morgan, Bank of America, Commerzbank, Deutsche Bank, Morgan Stanley, пока нет серьезных примеров ее промышленной эксплуатации. Кроме этого, на сегодняшний день, по словам Бутерина, полностью не решены такие проблемы, как масштабирование — теоретически можно «положить» систему, если один человек запустит миллиард транзакций (не отработаны пока механизмы ограничения, хотя бы экономические), обеспечение надежной криптографии и интеграции с другими платформами. Кроме идеи должны быть гарантии, что блокчейн-платформы не окажутся под таким же прессингом, какой сегодня испытывают со стороны общества в разных странах криптовалюты или Uber. По аналогии с частными облаками, наиболее вероятна пока ситуация создания на базе Ethereum частных, закрытых реализаций различных приложений внутри корпораций либо партнерской сети компаний или банков.