Китайская компания LeEco планирует вложить в России и Восточной Европе от 500 млн до 1 млрд долл., а в США потеснить Apple, использующую устаревшую модель бизнеса. Эти планы на ближайшие два-три года озвучил ее основатель, председатель и генеральный директор Юэтин Цзя во время персональной сессии «Беседы с выдающимися людьми», которая прошла во второй день Петербургского международного экономического форума.
Юэтин Цзя явился перед не очень многочисленной публикой (основатель не очень известной в России компании вызвал интерес только у нескольких десятков человек) в простенькой толстовке, хотя почти все участники форума предпочли строгий костюм. Глава компании, сервисами которой пользуется около 400 млн человек, может не беспокоиться о том, что к нему отнесутся несерьезно.
Юэтин Цзя представил себя как одного из создателей интернет-индустрии Китая и начал с изложения концепции экоэкономики, которая, впрочем, сама по себе не отличается новизной. Например, об «интернетизации» традиционных отраслей, которая упомянута им как один из факторов перехода к экономике будущего, уже говорят давно. При этом сам процесс идет, и идет достаточно быстро. Однако медленный, по его мнению, рост мировой экономики в целом Цзя связывает с тем, что инновациям все-таки уделяется недостаточно внимания.
Китайской компании удавалось в последние годы очень быстро расти и выходить на совершенно новые для себя рынки. LeEco, появившаяся в 2004 году, начинала с интернет-телевидения. Поскольку под это не было подходящего удобного решения, то принялась разрабатывать его собственными силами. Затем вышла на рынок электронной коммерции со своими умными устройствами и приложениями, а в конце 2014 года представила интернет-электромобиль Le Mobile. Кроме того, недавно приобрела производителя смартфонов и теперь намерена увеличить ежегодный выпуск этих устройств с 10 млн до 50 млн (то есть намного больше, чем продается в России).
Во второй половине этого года компания планирует выйти на американский рынок с экосмартфонами и экоуслугами. Судя по всему, собирается потеснить в том числе и саму Apple, которая, как считает Юэтин Цзя, использует устаревшую закрытую модель бизнеса. На вопрос модератора сессии, телеведущей CNBC Джулии Чаттерлей о том, за счет чего удастся победить Apple (будет ли это, например, низкая цена), ответ китайского предпринимателя был несколько неопределенным — «благодаря уже имеющимся американским партнерам и соотношению цена-качество. Вероятно, смартфон все же будет иметь какие-то принципиальные отличия. «Хотим, чтобы Интернет полностью изменил использование телефона», — говорит Юэтин Цзя, но опять не раскрывает каких-либо деталей. Однако основатель LeEco не стал напрямую противопоставлять свою компанию производителю iPhone: «В современном мире все происходит очень быстро. Через два-три года произойдет кардинальное изменение рынка смартфонов и Интернета».
Для работы в России и Восточной Европе компания LeEco уже создала «дочку» LeREE (буквы REE в названии означают Russia and Eastern Europe). Планируется, что при инвестициях от полумиллиарда до миллиарда долларов она заработает за три года 2 млрд долл. и привлечет более 50 млн пользователей. Российскую интернет-индустрию Юэтин Цзя назвал недостаточно развитой, но заявил, что для ведения бизнеса в России нужны местные партнеры, поиск которых уже начался.
Об ожидаемых продажах Le Mobile глава LeEco ничего не говорил, но уделил представлению интернет-автомобиля много времени. Из показанного им видеоролика стало ясно, что новинка является беспилотником. Его можно позвать голосом через смартфон, а потом дать команду «Место!», и машина, управляемая невидимым роботом, вернется из зала на уличную парковку. Затем несколько принизил Tesla: «Это обычный автомобиль, который превратился в электромобиль. Мы же хотим коренным образом изменить перемещение из точки А в точку Б».
С тем, что Tesla обычный автомобиль, но с электрическим двигателем, вряд ли согласится глава Сбербанка России Герман Греф. За день до выступления основателя LeEco он как раз говорил о том, что купил Tesla и понял, что по функциональным возможностям это «совсем другой уровень» даже в сравнении с дорогими традиционными «Мерседесами» и BMW. Однако рождению нового высокотехнологичного мифа слова Грефа не помешают.