Дискуссии о том, как в России умнеют города, впервые за все время проведения Петербургского международного экономического форума выделили в отдельную сессию. Обсуждение получилось вполне живым и предметным. Однако Хайнц Херманн Тиле, председатель наблюдательного совета Knorr-Bremse, считает, что тема недооценивается как в России, так и за рубежом, и это проявилось в количестве посетивших сессию. По его словам, в соответствии с важностью обсуждаемых вопросов в зале должно было быть раз в десять больше слушателей.
Не сама тема сессии, а ее формулировка — «Умный город. Кто может это себе позволить?» — в первом же выступлении подверглась критике. «Умный город уже не роскошь, а условие выживания. Вопрос о том, кто может это себе позволить, уже не актуален в связи с дешевизной решений. Например, за последние несколько лет цена светодиодов снизилась в три раза, а солнечных панелей — в семь», — отметил Антон Инюцын, заместитель министра энергетики РФ. Нужно пояснить, что с заменой источников света обычно параллельно идет внедрение интеллектуальных систем. Главное, что по многим направлениям строительство «умного города» очень быстро окупается и может даже не требовать бюджетного финансирования.
Антон Инюцын: «Умный город уже не роскошь, а условие нашего выживания» Источник: Сергей Савостьянов/ ТАСС |
В целом по прозвучавшим выступлениям можно сделать вывод, что в России если еще нет «умных городов», то есть быстро умнеющие.
Интеллектуальные системы, по словам Инюцына, были включены в реализуемую в России инвестиционную программу электроэнергетики, в рамках которой уже вложено около 7 трлн руб. Внедрение Smart Grid в электросетях позволит на четверть сократить потери. Ежегодная экономия тепловой энергии при умном потреблении топлива — н апример, с учетом погодных условий — может составить около 1 трлн руб.
Замминистра сообщил о том, что в России скоро может появиться типовое комплексное решение для малых удаленных населенных пунктов, в которых проживают не более 200 человек. Таких поселений на обширной российской территории множество. При внедрении типового и, вероятно, недорогого решения они к 2025-2030 году могут стать «умнее», чем самые продвинутые в этой области мегаполисы.
Однако сейчас процесс идет прежде всего именно в мегаполисах. «В Москве уже к каждому светофору подведен оптический кабель, установлено множество датчиков и камер видеонаблюдения, что позволит решать целый ряд вопросов. Например, предупреждать нарушения правил дорожного движения», — пояснил Андрей Ершов, генеральный директор компании «Московская городская телефонная сеть».
Эдуард Диендер, вице-президент Huawei Technologies по решениям для госсектора, считает, что благодаря внедрению концепции «умного города» уже накоплено огромное количество информации. Теперь нужно подумать над тем, как ее агрегировать и обрабатывать. Собранные данные нередко могут дать заметный эффект, даже если какой-то проект реализуется только для получения экономии.
Судя по всему, большинство внедряемых в России интеллектуальных систем связано с освещением улиц, городским транспортом и обеспечением безопасности. Наиболее зрим эффект от вложений в модернизацию освещения. «Переход на светодиоды в уличном освещении обеспечивает 60-80% экономии. Вопрос с инвестициями часто решается благодаря энергосберегающему контракту, когда городской проект финансируется частной компанией, но проблемы с бюджетом и законодательством в некоторых городах есть», — говорит Марина Тыщенко, исполнительный директор Philips Lighting в России и Центральной Азии.
Недостаточно проработанное в этой части законодательство, вероятно, больше сдерживает процесс, чем нехватка денег, а принятию нужных законов мешает непонимание того, что такое «умный город». «Нужна общая концепция, координация различных участников процесса. На Западе эта проблема тоже еще не решена», — считает Херманн Тиле.
«Необходимы законодательная поддержка и понимание архитектуры концепции, а также соответствующие нормативно-законодательные акты. В совокупности все это позволит ускорить строительство 'умных городов'», — добавил Ершов.