Ларри Эллисон и «дешево» — нечто несовместимое. Председатель совета директоров Oracle не заинтересован в продаже недорогих одно- и двухсокетных серверов, которые составляют сейчас огромную долю рынка, но приносят мало прибыли производителям. А если бы Эллисон и пошел на это, данный бизнес уже бесповоротно захвачен Hewlett-Packard Enterprise, Dell и безымянными производителями из Китая и Тайваня.
В то же время Эллисон реалист и видит, что заказчики постепенно отказываются от дорогостоящих Unix-систем в пользу серверов x86-архитектуры, строя из них горизонтально масштабируемые частные и гибридные облака. Поэтому, чтобы поддерживать интерес заказчиков к SPARC, Эллисон вынужден предложить нечто более доступное по цене.
Именно из этих соображений выпущен новый процессор SPARC, который Oracle представила на днях вместе с семейством серверов, менее дорогостоящих, чем предлагавшиеся корпорацией раньше. Это далеко не самые дешевые системы — расценки в США начинаются от 11 тыс. долл., но в Oracle уверяют, что они стоят столько же, сколько аналогичные системы x86-архитектуры.
«Мы вышли на один уровень цен со платформами стандартной архитектуры», — заявил Джон Фаулер, руководитель бизнеса систем Oracle.
Кевин Крюэл, аналитик Tirias Research, считает, что выпуск новых серверов это оборонительный шаг, сделанный, чтобы ограничить отход заказчиков от SPARC и операционной системы Oracle Solaris: «В корпорации пытаются удержать существующих клиентов».
Для Oracle это важно. Ее бизнес аппаратного обеспечения в прошлом финансовом году принес 4,7 млрд долл., на 32% меньше, чем за 2011-й, первый полный год, прошедший после покупки Sun Microsystems. В упомянутую сумму включена выручка от услуг поддержки; если ее не учитывать, снижение дохода от продажи оборудования за тот же пятилетний период составило 44%.
Частично это произошло естественным образом. Oracle прекратила продажи многих начального уровня продуктов Sun, переориентировавшись на интегрированные (engineered) системы — высокопроизводительное оборудование, которое приносит больше прибыли и помогает продавать базы данных и приложения Oracle.
Но разработка новых микропроцессоров дело дорогостоящее, и чтобы инвестиции в него окупались, Oracle нужно поддерживать достаточный объем бизнеса аппаратного обеспечения.
Новый процессор получил название S7. Это менее мощный вариант флагманского чипа M7, вышедшего в октябре. О планах по выпуску нового процессора — ему дали кодовое имя Sonoma — было объявлено в прошлом году, а представлен он был на только что прошедшем в Бразилии форуме OpenWorld.
Основа S7, как и у M7, — ядро SPARC четвертого поколения, и производится новый чип по той же технологии 20 нм. Но ядер у него восемь, а не 32, как у M7.
Подобно M7, новый процессор имеет аппаратные средства, ускоряющие работу баз данных и функций безопасности. Но при этом у S7 — встроенные интерфейсы памяти и ввода/вывода, которые в случае M7 вынесены на материнскую плату для снижения стоимости. S7 предлагается в единственной модификации — с тактовой частотой 4,27 ГГц.
Oracle анонсировала два сервера на основе нового процессора — S7-2 и S7-2L, а также систему MiniCluster S7-2, представляющую собой уменьшенный вариант Oracle SuperCluster.
S7-2 — сервер высотой в один стоечный юнит, рассчитанный на максимальную плотность установки. Он комплектуется одним или двумя процессорами. S7-2L — система на два стоечных юнита, имеющая два процессора и поддерживающая более широкий выбор конфигураций хранения. В обоих серверах могут одновременно использоваться накопители с интерфейсами SAS и NVM Express.
Серверы стоят от 11 тыс. долл. за модель с одним процессором, 64 Гбайт памяти и двумя накопителями на 600 Гбайт. Максимальная же цена составляет 50 тыс. долл. (в США. — Прим. ред.) — за систему с двумя процессорами и терабайтом пемяти.
Если на крупных системах Oracle SPARC обычно работают традиционные приложения ERP и CRM, то на S7, как надеются в корпорации, будут выполнять больше задач Java, Hadoop и Apache Spark.
В Oracle также представили инфраструктуру в виде сервиса на основе SPARC, которую предлагается использовать в качестве резервной для сред на базе новых серверов корпорации.
Цену MiniCluster в Oracle не уточнили. Это решение призвано расширить круг потенциальных заказчиков специализированных систем Oracle — комплексов в едином корпусе, оснащенных встроенным сетевым оборудованием и системами хранения данных, а также ПО виртуализации и управления.
Эллисон говорил, что он хочет, чтобы Oracle смогла лучше конкурировать по цене с EMC и Cisco на рынке конвергентных систем, и похоже, что MiniCluster служит как раз этой цели.
Важное отличие от SuperCluster в том, что значительная часть процедур предварительной настройки и администрирования автоматизирована, то есть, по словам Фаулера, заказчики получают функции безопасности и высокой доступности, поддерживаемые более крупной моделью, но для их использования не нужен такой же большой объем навыков работы с Solaris.
«Вам не нужно быть знатоком Solaris, чтобы пользоваться MiniCluster», — подчеркнул он.
Странным представляется то, что S7, как сообщают в Oracle, имеет встроенный контроллер InfiniBand для организации высокоскоростного обмена данными в кластерах, однако ни в одной из новых систем корпорации этот интерфейс не используется — вместо него применяется Ethernet.
«Придерживаясь принципа простоты конструкции, выбранного для MiniCluster, мы решили воспользоваться интерфейсом SAS для накопителей и Ethernet для связи с сетью», — заявили в Oracle.
Что касается некластеризованных серверов, InfiniBand обычно не используется в «средах, формируемых своими силами», добавляют в корпорации, а оценка различных реализаций InfiniBand, доступных на рынке, «отнимает слишком много ресурсов». Если все же есть желание пользоваться InfiniBand, в сервер можно установить дополнительную плату.
Натан Бруквуд, аналитик Insight 64, высказал мнение, что серверы на S7 могут заинтересовать заказчиков, которым не нужна вся мощь системы на основе M7, но которые не хотели бы переносить свои приложения на платформу x86. «Но сможет ли Oracle расширить клиентскую базу с помощью новшеств, это еще вопрос», — добавил он.