Сделать управление компанией гораздо более эффективным можно, придав ему форму игры, в этом убежден Сергей Астахов, директор консорциума iDVP. В ходе беседы он делится с читателями своими идеями, наблюдениями и опытом использования геймифицированной визуализации данных.
Сергей Астахов, директор консорциума iDVP: «Серьезная аналитика лучше воспринимается, если ей придать вид компьютерной игры» |
В каком направлении эволюционируют системы анализа данных?
Сегодня происходит упрощение этих систем, с точки зрения конечных пользователей, поскольку центральное место среди них занимают не специально подготовленные аналитики, а руководители верхнего уровня: они, как никто, нуждаются в эффективных и в то же время простых инструментах для анализа информации, позволяющих буквально за несколько минут разобраться в ситуации и принять взвешенное управленческое решение.
Замечу, что наша компания занимается именно такими системами. В отличие от BI-инструментов, предназначенных для подготовленных аналитиков, которые ищут закономерности в данных с помощью стандартных средств и методов их исследования, целевой аудиторией решений на iDVP являются владельцы бизнеса, руководители высшего звена. Для них очень важно иметь возможность в сжатые сроки получить достоверные данные, самостоятельно их интерпретировать и при необходимости детализировать. При этом изучение данных должно быть максимально простым, а инструмент — удобным и легким. Подход iDVP позволяет представить рабочую сферу пользователей в виде игровых сценариев или кейсов — просто, наглядно, интуитивно понятно. Чтобы обеспечить такое представление, необходимо взглянуть на ситуацию с точки зрения руководителя, который видит общую картину и отдельные ее элементы, понимает взаимозависимости и факторы, которые могут оказывать влияние на решение конкретной задачи. Следующий шаг — визуализировать все необходимые компоненты без искажений, без «информационной коррупции», когда цифры отражают не объективную реальность, а выгодную — для каких-то исполнителей.
Можно ли и, главное, нужно ли придавать серьезной аналитической работе форму игры?
Конечно, можно и нужно. Как это ни удивительно, серьезная аналитика лучше воспринимается, если ей придать вид компьютерной игры, об этом свидетельствует опыт наших клиентов и партнеров. Сегодня ведущие консультанты мира рекомендуют топ-менеджерам крупных и очень крупных организаций использовать в своей работе игровые методы и подходы.
Идея заключается в следующем. Большое количество данных очень сложно воспринять: информацию нужно прочитать, осмыслить, представить в понятных терминах, затем поразмыслить над ситуацией и принять решение. Вся эта цепочка занимает немало времени и сил. В игровых сценариях все намного проще: взаимодействуя с трехмерной моделью, наглядно отражающей работу организации или какой-то процесс, руководитель очень быстро, в некоторых случаях буквально за считанные секунды, может оценить ситуацию и увидеть проблемные зоны. При этом на одном экране размещается в разы больше информации, чем при использовании традиционных средств визуализации. Например, если какой-то участок имеет окраску тревожного красного цвета или выразительный игровой персонаж (например, рассерженный человек в очереди) иллюстрирует негативный статус определенного процесса, значит, там есть проблемы. Можно одним движением пальцев приблизить эту зону, детализировать и быстро разобраться в причинах отклонений. При этом восприятие информации, ее интерпретация, осуществляется пользователем на интуитивном уровне. Этот эффект еще дополняется возможностью «мультитач» — взаимодействием с сенсорным интерфейсом. Такой подход позволяет фактически «погрузить» пользователя в его проблемную среду и существенно сократить время, необходимое для принятия управленческого решения.
В каких бизнес-сценариях можно использовать геймифицированную визуализацию данных?
Бизнес-сценариев множество, и встречаются они в самых разных отраслях: транспорт, банки, здравоохранение, логистика, гостиничный, санаторный бизнес и т. д. Где бы мы ни реализовывали проекты, визуализация данных, описывающая организацию в форме геймифицированной модели, оказывается эффективной. Руководителям организаций действительно гораздо проще и понятнее работать с игровыми представлениями бизнеса: управленцы быстро вникают в нашу идею создания кейса и активно участвуют в его выстраивании и развитии.
На мой взгляд, наиболее целесообразно применять визуализацию в виде игры в тех организациях, где уже созданы масштабные системы для управления бизнесом и где накапливаются и обрабатываются достаточно большие объемы данных. Представление их в виде игровых сценариев — это наиболее эффективный способ визуального представления для принятия решений. Для реализации этого подхода мы применяем платформу интерактивной визуализации данных (Interactive Data Visualization Platform, iDVP).
Наглядным примером использования геймифицированных решений является решение для правительства Москвы, с его помощью обеспечивается управление амбулаторной системой здравоохранения города, охватывающей около 20 тыс. врачей амбулаторно-поликлинического звена и порядка 9 млн жителей (сбор данных осуществляет система ЕМИАС).
В одном из крупнейших российских банков готовится кейс, нацеленный на повышение прозрачности, совершенствование обработки входящих заявок и принятия решений в процессах предоставления кредитов юридическим лицам. Его специфика состоит в том, что оперативность и своевременность предоставления сведений клиентам является определяющей при выборе кредитора. Но если счет заявок идет на тысячи, то обработать и согласовать их оперативно становится очень непростой задачей — если нет под рукой эффективных инструментов.
Для заказчика, который занимается гостиничным бизнесом, мы создали трехмерную динамическую модель отеля, с помощью которой его менеджеры могут получать интегрированную оценку эффективности не только каждого номера, но и всех типов номеров сразу по следующим показателям: стоимость и загруженность номера, доход на гостя. Данные выводятся как на текущий момент, так и в ретроспективе, что позволяет увидеть динамику изменений и картину в целом.
В транспортной компании мы создали макет их транспортной сети, на котором представлены различные срезы текущего состояния автотранспорта в том виде, в каком их удобно видеть и понимать руководителям компании, оценивая ситуацию в ней комплексно, с учетом множества факторов и динамики большого количества показателей.
Пользователями геймифицированных систем могут быть сотрудники самого разного уровня, от рядовых исполнителей (например, сотрудников складских комплексов, такие проекты у нас тоже есть) до топ-менеджеров. Вместе с тем наибольшая отдача от этих решений обычно наблюдается там, где их используют в своей повседневной работе руководители верхнего уровня; во-первых, потому, что они принимают наиболее финансовоемкие решения и, во-вторых, потому, что эти руководители работают в условиях наиболее жестких временных ограничений: им нужно быстро принимать множество важных, ответственных решений.
За счет чего обеспечивается бизнес-эффект от использования геймифицированной визуализации данных для бизнеса?
Окупаемость инвестиций в эти приложения обеспечивается благодаря ускорению принятия решений и повышению их точности. Что важно, в ходе подготовки данных удается избежать искажения информаци, в других системах такое нередко происходит при подъеме данных с оперативного уровня на уровень принятия решений.
Чтобы приложения iDVP с геймифицированной визуализацией были эффективными, мы опираемся на три принципа. Первый: в приложении должен быть реализован ситуационный анализ, то есть возможность быстро локализовать проблему, которая может возникнуть на большом количестве объектов управления. Второй: необходимо предоставить заказчику не просто возможность локализовать проблему, но также быстро понять причины ее возникновения — например, посредством детализации данных, касающихся объекта управления, на котором она возникла. Наконец, третий принцип: приложение должно вызывать вау-эффект: оно должно быть не просто привлекательным, интуитивно понятным и удобным, оно должно вызывать у пользователя положительные эмоции и желание его применять. Множественные исследования показывают, что позитивные эмоциональные состояния критичны для познания, обучения и творчества. Именно эмоции определяют то, как наш мозг решает те или иные задачи. Так, например, негативные эмоции обостряют концентрацию, сужают мыслительные процессы к тем данным, которые напрямую относятся к текущей проблеме. Поэтому эстетический аспект, эргономика решения очень важны — наряду с рациональными гранями (функциональность, эффективность и т. д.).
Сегодня мы видим, что заказчики используют приложения на iDVP не только для управления, но и, например, для демонстрации своего бизнеса инвесторам, партнерам, журналистам и другим заинтересованным лицам. Заказчики гордятся этими приложениями. Таким образом, эффект для бизнеса может выражаться не только в снижении затрат и повышении производительности, но и в улучшении имиджа, репутации организации и ее руководства.
Какого уровня заказчики могут себе позволить внедрение решения на платформе iDVP?
Мы сейчас экспериментируем: у нас есть и проекты стоимостью в десятки миллионов и в 100 млн руб., но также есть и проекты совсем небольшие, «по подписке», стоимостью менее 100 тыс. руб. В частности, некоторые заказчики используют инструменты и решения iDVP как сервисы, получаемые из публичного облака, оплачивая при этом небольшую абонентскую плату. Зависит ли эффективность геймифицированной визуализации от масштаба проекта, пока сказать сложно. На мой взгляд, наиболее эффективно ее применять в крупных организациях, давая их руководителям возможность ощутить управляемость, «погрузиться» в данные и увидеть узкие зоны своей организации.
Что касается сроков, то они достаточно короткие: один кейс вполне можно сделать за пару месяцев. Последовательность проекта следующая: аналитики изучают предметную область, готовят прототип приложения, затем доводят его до готовности, привлекая для этого партнеров, которые «верстают» приложение подобно тому, как веб-дизайнеры верстают сайты. Основные трудозатраты в таких проектах приходятся на консалтинг — на то, чтобы придумать кейс, соблюдая принципы, о которых я говорил выше. Используя платформу iDVP, наши партнеры быстро реализуют заложенные в кейс идеи в виде готового приложения.
Важно отметить, что мы идем по вендорской модели развития бизнеса. Уже сегодня у нас около десятка активных партнеров, это и крупные системные интеграторы и нишевые отраслевые «автоматизаторы». Мы предлагаем партнерам самим разрабатывать и реализовывать приложения на платформе iDVP, успешно дополняя этим свои уникальные проекты. Платформа сегодня становится общедоступной, и попробовать работать на ней может любой желающий.
Какие возможности для анализа данных предоставляет ваша платформа iDVP?
В платформу встроены все самые современные аналитические механизмы. Например, модуль iDVP Data позволяет подключаться ко многим существующим источникам данных (проприетарным и свободно распространяемым СУБД, файлам, веб-сервисам, Hadoop, Apache и пр.), выстраивать ETL-преобразования и подготавливать данные для визуализации (поскольку некоторая предварительная обработка их необходима, без этого очень трудно обеспечить достаточно высокую скорость визуализации). Что важно, iDVP Data базируется на принципах, позволяющих избежать «информационной коррупции»: в модуле применяется интеллектуальная агрегация, не вызывающая искажения данных (например, из-за усреднений и потерь). Также предусмотрено воспроизведение изображений звуковых и видеоданных. В приложении iDVP для логистической компании платформа визуализирует данные о состоянии дел на складах в режиме реального времени — есть у нас и такой опыт.
Сегодня бизнес должен быть гибким, чтобы быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка. Сможет ли платформа iDVP обеспечить необходимый уровень гибкости управления?
Очень наглядным будет пример одного из крупных заказчиков, у которого профильный бизнес-департамент и ИТ-подразделение прежде работали по традиционной схеме: бизнес формулировал свои запросы и требования, а в ИТ занимались их реализацией. Что характерно, обратная связь с бизнесом при этом практически отсутствовала. Но в определенный момент бизнес начал громогласно заявлять: «Мы создали замечательную систему! Теперь мы видим, знаем и понимаем все, что у нас происходит, и можем всем этим управлять!» Отношения между ИТ и бизнесом изменились благодаря тому, что бизнес воспринял то новое, что принес ему ИТ-департамент вместе с системой геймифицированной визуализации данных, встроил в свои бизнес-процессы и принялся постоянно ее использовать в своей ежедневной работе, в результате чего система визуализации стала частью бизнес-процессов этого профильного департамента.
После того как это произошло, на ИТ-департамент посыпалось великое множество заявок на изменение и развитие системы визуализации данных, при этом часть этих заявок передавалась на выполнение нам. Что важно, эти заявки были весьма конкретными: бизнес очень хорошо понял, на что способны наши технологии, и весьма точно формулировал, что и как он хочет изменить или сделать. По сути, бизнес-департамент начал выполнять ту трудоемкую и дорогостоящую работу, которую прежде выполняли консультанты, занятые в проекте: опираясь на знания о предметной области, он объяснял ИТ-специалистам, как должна работать система визуализации (при этом, в отличие от консультантов, которым надо было сначала вникнуть в предметную область, бизнес ее хорошо знал). Изменить приложение, опираясь на точные заявки от бизнеса, не так сложно — не сложнее, чем создать новый сайт, и стоимость труда специалистов, которые могут это сделать, гораздо ниже, чем стоимость консультантов.
Другими словами, модифицировать такие приложения можно, причем довольно легко и относительно недорого. Гораздо труднее бывает изменить ментальность представителей бизнеса и гораздо больше затрат потребуется, чтобы правильно поставить задачу, сформулировав, что именно нужно сделать, какой именно бизнес-кейс необходимо разработать и визуализировать.