Примеров, когда крупная компания смотрит в сторону облачных решений – довольно много. Этому есть объяснение – технологии не стоят на месте и сегодня клиентам доступны различные инструменты, используя которые можно объективно экономить на ИТ-секторе. Но дело не только в этом. Зачастую облачная площадка провайдера становится спасательным кругом, в буквальном смысле спасая не только инфраструктуру организации, но и ее репутацию. В этом на личном опыте убедилась компания «Русхимсеть» (крупнейший российский поставщик химического сырья), которая с переходом в облако, смогла избежать катастрофы в виде остановки важнейших ИТ-систем.
Без цифровизации никуда
ЗАО «РУСХИМСЕТЬ» — первый национальный универсальный химический дистрибьютор в России и странах СНГ, специализирующийся на поставках химического сырья и материалов нетранзитными нормами. Компания основана в 2000 году и на протяжении всего времени уделяет особое внимание развитию системы продаж в регионах. Сегодня ЗАО «Русхимсеть» насчитывает 15 офисов по всей России, четыре зарубежных дочерних компании и 28 логистических центра.
Поскольку дистрибьютор представлен от Минска до Красноярска, территориальная разнесенность наложила определенные требования к организации ИТ-инфраструктуры – она должна работать как единый механизм, а сервисы быть доступны сотрудникам в любой момент. В силу специфики бизнеса и необходимости оперативного управления огромными потоками номенклатуры, уйти от цифровизации и обойтись без использования современных ИТ-систем было невозможно. Поэтому сегодня инфраструктура компании представляет собой сложную архитектурную составляющую с множеством завязанных друг на друге сервисов, которые изо дня в день помогают решать различные задачи.
От разрозненных офисов к публичному облаку
Организация ИТ-инфраструктуры – довольно важный и значимый шаг в жизни любой компании. Необходимость внедрения ИТ-систем зачастую продиктована требованиями времени, ведь сегодня сложно конкурировать на рынке, если бизнес не готов к новым вызовам. Понимая тот факт, что цифровизация – неизбежный процесс, компании начинают задумываться о том, как построить собственную ИТ-инфраструктуру с наименьшими затратами. Зачастую в ход пускается экономия на оборудовании и используемых технологиях. Такой подход чреват последствиями, однако, масштаб катастрофы, которая может произойти в дальнейшем, на начальном этапе может быть совершенно неочевидным.
Так, в 2015 году перед ЗАО «РУСХИМСЕТЬ» стояла задача построить собственное приватное облако с использованием технологий виртуализации VMware и избавиться от разрозненности офисов, которые изначально работали по старинке на аналоговой связи без единых серверов и слабым документооборотом. Поставленную задачу удалось решить – компания развернула собственную виртуальную инфраструктуру и работала в таком формате пару последующих лет.
«В 2017 году мы поняли, что вкладываться в модернизацию приватного облака не имеет смысла и нужно переходить к провайдеру. Компания столкнулась с проблемой морального и физического устаревания оборудования, что неоднократно приводило к сбоям в работе отдельных систем, простоям и потерям для бизнеса. Нам хотелось больше стабильности, надежности и возможности масштабирования, чтобы в случае, когда в компании открывались новые позиции – можно было быстро добавлять ресурсы и также быстро высвобождать, если в их использовании больше не было необходимости. Убедившись на личном примере сколько урона наносит выход из строя даже одного хоста из собственной облачной инфраструктуры, мы стали всерьез задумываться о переходе в публичное облако».
Дмитрий Гончаров,
Главный системный администратор «Русхимсеть»
На острие проблем
Мысль о том, что нужно переводить инфраструктуру компании на облачную площадку возникла еще до того, как начали происходить проблемы. И в момент, когда этот вопрос только прорабатывался, машины, включенные в локализованную виртуальную инфраструктуру, стали физически выходить из строя. Поскольку клиент не вкладывался в модернизацию, понимая, что нужно уходить к провайдеру, используемые серверы не обновлялись и были сверх нагружены. И без того непростая ситуация еще больше усугубилась в 2017 году, когда произошло крупное расширение бизнеса. В результате нагрузка на текущую инфраструктуру увеличилась еще на 40%, что послужило причиной новых отказов, которые стали происходить в дальнейшем.
«У нас действительно были падения – в 2017 году произошли две крупные аварии в энергосистеме с простоем почти в двое суток и обрушение сети. Многие проблемы в том числе были связаны с выходом из строя дисков, поскольку в целях экономии использовалось самосборное оборудование, не авторизированное и не учитывающее рекомендации VMware. Результатом чрезмерной нагрузки отдельных хостов стала нехватка процессорного времени и ресурсов памяти, в результате чего отдельные сервисы и приложения переставали работать должным образом.
Дмитрий Гончаров,
Главный системный администратор «Русхимсеть»
Как выбирали провайдера
Летом 2018 года в отдел продаж «ИТ-ГРАД» поступило обращение от сотрудника ЗАО «Русхимсеть», ранее представляющего компанию SL Tech, которая специализируется на создании современных решений для бизнеса и жизни. Сегодня инфраструктура SL Tech на 100% вынесена в облако «ИТ-ГРАД» и удовлетворяет имеющимся потребностям. Накопленный положительный опыт работы с провайдером решили транслировать на новую компанию, поэтому обратились к проверенному партнеру.
Однако, кадровая картина в ЗАО «Русхимсеть» была нестабильной – люди, отвечающие за инфраструктуру, продолжали меняться. В результате создалась классическая ситуация, когда большая компания со сложной ИТ-составляющий имела большой технический долг. Каждый, кто приходил, оставлял следы на инфраструктуре, при этом ничего не документировалось, многое держалось на «честном слове». В результате все чаще и чаще стали возникать проблемы, сказывающиеся на работоспособности важных сервисов. В какой-то момент проект по переходу в облако был приостановлен, но спустя некоторое время руководство компании приняло решение продолжить переговоры с «ИТ-ГРАД». Диалог с провайдером закончился подписанием договора по услуге VI (виртуальная инфраструктура).
«После возобновления проекта по переходу в облако, мы помимо «ИТ-ГРАД», рассматривали других провайдеров. Однако анализ рынка, рекомендации, положительные отзывы клиентов, качество технической поддержки, а главное – использование надежного оборудования и передовых технологий, в том числе VMware, лишний раз говорили о том, что выбор в пользу «ИТ-ГРАД» действительно верный. В результате специалисты провайдеров «ИТ-ГРАД» и #CloudMTS помогли нам справиться с возникшими сложностями и выполнить экстренный перенос инфраструктуры в облако».
Дмитрий Гончаров,
Главный системный администратор «Русхимсеть»
В конце 2018 года компания «ИТ-ГРАД» стала частью Группы МТС, которая предоставляет облачные услуги под брендом #CloudМТS. На данный момент облачная экосистема МТС включает в себя инфраструктурные решения в формате частных, публичных и гибридных облаков, комплекс консалтинговых и профессиональных услуг, услуги дата-центров и телеком-сервисы.
Подготовка к миграции
Миграция инфраструктуры – важный процесс, который необходимо планировать заранее. Но бывают ситуации, когда что-то идет не по плану, хотя и здесь нужно знать, что делать – ведь нет ничего хуже оказаться неподготовленным к непредвиденной ситуации. Случай с ЗАО «Русхимсеть» – яркий пример, когда пришлось действовать оперативно, спасая компанию от остановки бизнеса. Прежде, чем выполнить миграцию, не обошлось без промежуточных шагов:
Шаг 1. Аудит инфраструктуры
Чтобы оценить ИТ-ландшафт компании и получить понимание того, что происходит в инфраструктуре, понять, в каком состоянии находятся сервисы, был проведен первичный аудит объединенной командой #CloudMTS и «ИТ-ГРАД».
«Прежде чем приступить к переносу сервисов в облако, мы провели аудит инфраструктуры клиента, по итогам которого составили списки функционирующих систем, определили, как они работают и взаимодействуют друг с другом. А после – разработали план миграции. На момент аудита у клиента была инфраструктура с накопленными проблемами, многие из которых пришлось решать оперативно. Так, например, потребовалось восстанавливать службу Active Directory и устранять проблемы сетевого взаимодействия. Часть сервисов стала недоступной, потребовалось выполнить экстренную миграцию».
Антон Калинкин
Руководитель группы professional и managed services провайдера #CloudMTS
Шаг 2. Первичное планирование
Результаты аудита лишний раз подтверждали тот факт, что инфраструктура нуждается в пересмотре подхода к ее организации, а используемое оборудование требует модернизации, поскольку морально устарело и не справляется с возросшей нагрузкой. Переход в облако решал оптимальным образом имеющиеся проблемы. Поэтому было проведено первичное планирование, которое давало понимание, что будет вынесено на облачную площадку провайдера, отражая конечный результат, который хотел получить клиент.
Шаг 3. Оптимизация запросов
Поскольку в результате планирования появились новые вводные, требовалось однозначно определиться с тем, что будет фигурировать на облачной площадке. По этой причине возникла необходимость в оптимизации запросов и проработка оптимальных способов решения.
Шаг 4. Согласование бюджета
Любые изменения в ИТ-инфраструктуре требуют финансовых вложений, будь то покупка нового оборудования или переход на облачную модель потребления. Правда, последний вариант характеризуется снижением затрат в 2-3 раза, по сравнению с содержанием собственной инфраструктуры. Поэтому миграция в облако послужила поводом для согласования бюджета.
Шаг 5. Утверждение ИТ-конфигурации в облаке
Поскольку ИТ-инфраструктура компании переносилась на площадку провайдера, требовалось заранее согласовать и утвердить конфигурацию с клиентом.
Шаг 6. Создание плана миграции
В завершение был создан план, который делил миграцию на два больших этапа – на первом планировали перенос 1С в облако, на втором – оставшиеся элементы инфраструктуры.
Экстренная миграция в облако. Как это было
До начала миграции, еще на этапе планирования, требовалось учесть, что инфраструктура клиента была максимально централизованной и ее базовая часть сводилась в единый сверхобъемный файловый сервер, где хранились данные с рабочих столов пользователей и данные почты объемом в 7Тб и 3 Тб соответственно. Все это нужно было перенести в облако с минимальным влиянием на работу пользователей.
«Ввиду того, что большой объем данных копировался на момент его состояния и с момента начала копирования до момента введения сервиса в работу уходило дельта-времени, эта дельта должна была быть минимальной. При первом тестовом проходе дельта составила 4 суток и была признана неприемлемой. Специалисты «ИТ-ГРАД», проведя изыскательные работы, сократили значения дельты до 6 часов».
Дмитрий Гончаров,
Главный системный администратор «Русхимсеть»
После утверждения клиентом плана миграции, инженеры «ИТ-ГРАД» совместно с архитекторами #CloudMTS приступили к подготовке облачной площадки. Для этого на стороне «ИТ-ГРАД» развернули сервер с ролью Veeam Backup & Replication, а также подготовили бэкап-репозиторий, куда переносились и сохранялись резервные копии данных, снятые с инфраструктуры клиента. На стороне ЗАО «Русхимсеть» также был установлен сервер Veeam Backup & Replication, связь которого с облаком «ИТ-ГРАД» была организована через безопасный SSL-VPN канал. В согласованные сроки запустили процесс миграции.
Схема миграции между площадками клиента и облаком «ИТ-ГРАД»
После успешного переноса пользовательских данных, специалисты ЗАО «Русхимсеть» развернули необходимые сервисы в буферной зоне на стороне «ИТ-ГРАД» и провели тестовое восстановление. Полученные результаты говорили о том, что все прошло успешно и инфраструктура готова к выводу в продакшн, после чего была проведена боевая миграция – когда данные и сервисы из буферной зоны перенесли на основную площадку.
«Важно понимать, что у нас изначально была сложная конфигурация файлового сервера – использовались «неродные» диски, подключенные по iSCSI. И если бы мы просто создали образ машины, это ни к чему хорошему не привело, поскольку данные хранились на других ВМ. Поэтому мы приняли решение использовать Veeam Backup & Replication и снимать образ машины целиком со всеми данными. Нам удалось полностью воссоздать инфраструктуру на стороне провайдера с последующей реконфигурацией сетевых настроек. Так как пользователи компании находятся в разных локациях, каждый офис был представлен отдельной организационной структурой, каждую из которых потребовалось оперативно переподключать к облаку. Специалисты «ИТ-ГРАД» помогли нам в этом вопросе. В результате сотрудники даже не заметили, что произошел переход на облачную площадку».
Дмитрий Гончаров,
Главный системный администратор «Русхимсеть»
Несмотря на то, что часть сервисов переносили в облако экстренно, в целом миграция не повлияла на основные процессы и работу пользователей. Разбив миграцию на несколько этапов, которая длилась с декабря 2018 года по начало июня 2019 года, первой в облако «ИТ-ГРАД» переехала система 1С, позже — почта, отдельно перенесли рабочие столы и файлы пользователей, завершая процесс переносом АТС.
Полученные результаты
«История с «Русхимсеть» яркий пример того, когда специалисты оказались в нужное время в нужном месте. Если бы перенос в облако начался буквально на день-два позже, сложно было бы избежать драматических последствий – инфраструктура бы «легла» всерьез и надолго, оказав негативное влияние на бизнес, на восстановление которого ушло бы несколько месяцев».
Евгений Свидерский,
Заместитель технического директора «ИТ-ГРАД»
В результате миграции в облако «ИТ-ГРАД» перенесли критические элементы ИТ-инфраструктуры и важные сервисы, включая 1С, систему электронного документооборота, почту, рабочие места пользователей, IP-телефонию. Локально остались лишь те системы, которые не было смысла выносить в облако, например, система видеонаблюдения.
«Я бы отметил чрезвычайно профессиональную работу и отзывчивость сотрудников «ИТ-ГРАД» и #CloudMTS, которые до сих пор нам помогают. Совместно с командой провайдера мы провели оптимизацию уже существующей виртуальной инфраструктуры. Для повышения эффективности внутрикорпоративного взаимодействия эксперты провайдеров оптимизировали корпоративную сетевую инфраструктуру, проведя реконфигурацию более 30 подсетей.
Дмитрий Гончаров,
Главный системный администратор «Русхимсеть»
Перейдя на облачную модель потребления, компания ЗАО «Русхимсеть» получила гарантированную стабильность, быстродействие, масштабируемость. И если ранее дисковая подсистема была узким местом инфраструктуры, поскольку не справлялась с текущими нагрузками, теперь количество обрабатываемых за секунду запросов увеличилось в 10 раз. Поскольку с момента реализации проекта прошло не так много времени, клиенту пока сложно судить об экономии. Но в компании с уверенностью заявляют, что теперь не приходится думать о модернизации оборудования – эту задачу полностью берет на себя поставщик облачных услуг.
«Пример компании «Русхимсеть» не первый в нашей практике, когда бизнес переносит почти все свои ИТ-системы в облачную среду. Компания «Русхимсеть» работает по всей стране, имея развитую филиальную сеть и несколько десятков логистических центров. Несмотря на то, что часть сервисов переносилась в облако экстренно, миграция абсолютно не отразилась на бизнес-процессах и работе сотрудников».
Антон Калинкин
Руководитель группы professional и managed services провайдера #CloudMTS