Внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС) — это сложная задача, которая требует хорошей технологической экспертизы, серьезного административного ресурса и, конечно же, инновационной смелости. На данный момент развитием своих цифровых решений для транспортной инфраструктуры занимается группа компаний ICL, которая реализует совместные проекты с партнерами и интегрирует существующие решения в сфере ИТС. О том, как формировалось направление ИТС в ГК ICL и какие кейсы уже сегодня можно предложить рынку, мы узнали у эксперта компании, владельца услуги ИТС Владимира Каюрова.
— Владимир, расскажите, как формировалось направление ИТС в группе компаний ICL?
Эксперт компании ICL Владимир Каюров |
Доступность, скорость, комфорт, мобильность — это требования, определяющие уровень экономического развития любого государства, которые сегодня применяются ко всем сферам жизнедеятельности человека. В транспортной сфере воплотить эти требования в жизнь можно благодаря использованию ИТС, а именно интеграции современных цифровых технологий в транспортную инфраструктуру.
Для изучения возможностей и векторов развития нашей компании в данной области мы провели анализ рынка и технологий в сфере ИТС, изучили государственные стратегии развития отрасли и различные концепции внедрения интеллектуальных транспортных систем. К примеру, в ходе анализа отрасли, на стыке тенденций развития ИТС и опыта компании ICL в машинном обучении и разработке нейросетей, у нас зародилась идея о создании системы видеоаналитики объектов дорожной инфраструктуры на основе нейросетей.
Первым шагом стала проверка этой идеи. Для этого мы выстроили диалог с тремя государственными заказчиками — владельцами объектов транспортной инфраструктуры. Вторым шагом — разработали прототипы системы. Реализуя прототипы, мы фокусировались на долгосрочных и масштабных целях регионов страны и ориентировались на приоритетное использование отечественного ПО и массовое применение технологии ИИ. Для подтверждения актуальности этого продукта специалисты нашей команды выступили с докладом на секции по ИТС в рамках цифрового форума Kazan Digital Week, где получили положительные отзывы гостей мероприятия и ведущего секции — президента Ассоциации транспортных инженеров Султана Жанказиева.
— О каких решениях, представленных на цифровом форуме, идет речь?
Мы представляли решения в сфере машинного зрения и видеоаналитики на основе нейросетей, которые уже сегодня мы можем предложить нашим заказчикам для реализации. Среди них такие инновационные решения, как:
«Открытые люки» — с его помощью мы можем помочь контролировать состояние люков на дорожном полотне, выявлять открытые люки, которые попадают в поле зрение камеры, сравнивать местоположение с паспортом дороги и рассылать уведомление заказчику.
«Поиск и классификация дефектов на дороге» — позволяет автоматизировать процесс поиска дефектов дорожного полотна, осуществлять регулярный мониторинг дорожно-транспортного полотна на предмет ям, трещин и прочих дефектов, автоматизировать ручной труд по выявлению дефектов, направлять уведомления об обнаруженных дефектах в заинтересованные службы. Данное решение похоже на предыдущее, но имеется важное отличие: у люков может быть паспорт объекта, а дефекты не планируются и возникают хаотично — тем не менее их нужно обнаруживать, классифицировать и исправлять.
«Поиск нефункционирующих столбов освещения» — осуществляет мониторинг освещения на дороге, а также выявляет вышедшие из строя столбы освещения, сравнивает с паспортом дороги и рассылает уведомления заказчику для оперативного реагирования.
«Мониторинг дорожных знаков» — отслеживает состояние дорожных знаков или выявляет их отсутствие. Мы можем сравнивать полученные данные с паспортом дороги и отправлять уведомления при обнаружении несоответствий. Преимущество этого решения в том, что на основе имеющихся данных оно способно найти недостающие знаки.
Так как на дорогах большое количество объектов, для реализации всех перечисленных кейсов мы используем сложную систему определения геопозиции дорожных объектов. Это решение способно точно позиционировать объект в пространстве и автоматически сопоставить с описанием объекта в паспорте дороги или с имеющейся базой данных. Информацию о событии мы можем вывести на интерактивную карту, а также моментально отправить заинтересованным службам по выбранному каналу связи — по электронной почте, через «Телеграм» или с помощью любой другой удобной платформы.
— Какой потенциал у проектов по видеоаналитике?
Продукт по видеоаналитике дорожной инфраструктуры, который мы разрабатываем в ICL, может помочь автоматизировать и цифровизировать ручной труд, повысить скорость обнаружения дефектов на дороге, открытых люков, отсутствующих дорожных знаков, негорящих фонарей. Это позволяет быть всегда «на шаг впереди» проблемы и не допустить возникновения ДТП и чрезвычайных происшествий на дорогах.
Потенциал всех наших решений очень высокий, так как они обладают важными преимуществами. Во-первых, для сбора данных и оценки дорожной ситуации не требуется специальное техническое оснащение. Можно использовать любой видеоматериал, записанный заказчиком на авторегистратор или камеру лаборатории на колесах либо снятый социально ответственными гражданами. Во-вторых, проект можно трансформировать под индивидуальные запросы клиентов. В-третьих, решение поддается масштабированию и может работать в разных форматах, начиная с бюджетных смартфонов и заканчивая специализированным оборудованием и вычислительными мощностями в облаках. Кроме того, в планах развития продукта предусматривается создание единой интегрирующей платформы либо интеграция программных модулей в существующую платформу заказчика.
— Как технически ведется работа в каждом конкретном кейсе?
Все решения по видеоаналитике построены по единому принципу и включают в себя типовые этапы: первичная обработка видео, детекция объектов, трекинг объектов, получение их геопозиции и уведомление о найденных или ненайденных объектах в соответствии с кейсом. Далее начинает действовать заказчик, который предпринимает дальнейшие шаги в зависимости от ситуации: заменяет люк, ставит дорожный знак и пр.
— Проекты по видеоаналитике — это только часть большой работы, которую ведет ГК ICL в сфере ИТС. Расскажите о других решениях, которые вы готовы предложить рынку и реализовывать вместе с заказчиками.
У нас есть типизированные решения для ИТС, внедрение которых в любом регионе, группе регионов или в отдельной компании для нас, системного интегратора, не представляет особой сложности.
Среди последних ИT-решений можно выделить автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД и ЦУДД), комплексы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения (ФВФ), аппаратно-программные пункты весового и габаритного контроля (АПВГК), системы управления парковочным пространством и многое другое.
Для оптимизации сферы городского пассажирского транспорта могут быть использованы интеллектуальные системы общественного транспорта, в том числе системы информирования участников дорожного движения, система «Цифровой двойник УДС», позволяющая разрабатывать высокоточную электронную копию улично-дорожной сети, а для визуализации транспортных потоков и поиска оптимальных вариантов организации дорожного движения мы можем предложить системы транспортного планирования и моделирования.
— В каком направлении вы будете работать дальше?
На данный момент у нас в планах — сбор универсальных решений в сфере интеллектуальных транспортных систем, работа с лидерами рынка оборудования в сфере ИТС и развитие собственных продуктов совместно со стратегическим партнером ПАО «ВымпелКом».
— Большое спасибо за беседу!