Японская корпорация NEC работает в России еще с советских времен — с конца 70-х годов прошлого века. На протяжении 80-х годов NEC осуществила целый ряд значимых проектов по реализации космической, радиорелейной и междугородной связи. С тех пор спектр предлагаемых NEC решений значительно расширился, и сейчас в него входят решения в сфере общественной безопасности, облачных вычислений и другие. В последнее время портфель продуктов пополнился еще целым рядом предложений. Прежде всего следует отметить решения для программируемых сетей и малые соты. С 2010 года интересы NEC в России официально представляет «NEC Нева Коммуникационные Системы».

 

Чем хороши решения NEC: SDN/NFV и малые соты   Чем хороши решения NEC: SDN/NFV и малые соты   Чем хороши решения NEC: SDN/NFV и малые соты

Наоки Иизука, президент и исполнительный директор NEC

 

 

Акихиро Сакурай, управляющий директор «NEC Нева

 

 

Джерри Финни, руководитель департамента по продвижению решений

 

 

Какое место российский рынок занимает в бизнесе NEC?

Наоки Иизука: Европейский рынок, несмотря на некоторые признаки оживления, стагнирует. Развивающиеся же рынки, включая Россию, растут. Поэтому мы фокусируемся на развивающихся рынках, так как они имеют хороший потенциал как в телекоммуникационной отрасли, так и в ИТ. Помимо рынка связи, мы также уделяем большое внимание развитию ИТ-направления, решениям по  обеспечению общественной безопасности и ИТ-решениям для стадионов для чемпионата мира по футболу 2018 года (управление мероприятием, обеспечение безопасности, идентификации и т. д.). Таким образом, российский рынок имеет стратегическую важность для нас. Мы стремимся расширить наше присутствие в телекоммуникационной отрасли и ИТ.

Каковы основные достижения «NEC Нева Коммуникационные системы»?

Акихиро Сакурай: У нас налажены очень хорошие, крепкие отношения с российскими заказчиками, особенно с операторами связи. В прошедшем году, несмотря на не самое лучшее состояние экономики, бизнес стабильно рос — и продажи и прибыль. Кроме того, у нас сформирован сильный портфель решений — клиенты ценят качество наших продуктов и наличие локальной поддержки. А с выводом на рынок новых продуктов наши позиции должны еще более укрепиться.
За прошедший год наш оборот в России вырос примерно на 10%. Но здесь надо сказать следующее: в первом полугодии прошлого года не наблюдалось никакого роста, тогда как во втором он составил 40%. Этому способствовал выход на новые сегменты рынка благодаря появлению новых решений. В дополнение к нашему основному бизнесу — радиорелейному оборудованию PASOLINK — у нас появились малые соты. Кроме того, совместно с NetCracker на российский рынок было успешно выведено решение для операторов по автоматизации управления сетевыми ресурсами, на этот проект пришлась значительная часть наших продаж. Кроме того, мы представили на российском рынке решения для LTE. Все это внесло свой вклад в увеличение наших продаж.

Каковы наиболее востребованные ИТ-решения в России?

Акихиро Сакурай: Это прежде всего различные программные решения для обеспечения общественной безопасности, в частности для распознавания лиц и биометрической идентификации в целом, а также для аналитики данных — системы детектирования поведения. Эти технологии могут быть использованы для реализации крупномасштабных решений безопасности.
Мы играем значительную роль в реализации проекта безопасного города (я пока не могу назвать город) с использование камер видеонаблюдения, где «NEC Нева» выступает в качестве системного интегратора. В рамках этого проекта NEC отвечает за интеграцию видеокамер, сети, ЦОД и нашего ПО для видеоаналитики в единую систему. Я думаю, что через пару месяцев он будет завершен.
Второй крупный проект, который был завершен в прошлом году, — интеллектуальная транспортная система. Московское правительство принимает множество мер для разрешения ситуации с пробками. Для этого проекта через нашего партнера мы поставляем большие информационные панели, которые устанавливаются на МКАД, Ленинградском шоссе, Садовом кольце и других магистралях. Это наше второе достижение в области ИТ в прошлом году.

В последнее время активно обсуждается тема программируемых сетей. NEC является одним из лидеров на этом бурно развивающемся рынке. Между тем некоторые эксперты утверждают, что широкое развертывание сетей SDN начнется не раньше, чем через два-три года. Как в действительности обстоят дела?

Джерри Финни: Если говорить о рынке в целом, исследования и разработки начались несколько лет назад, а первые продукты появились около двух лет назад. Предприятия рассматривают SDN как эффективный способ реализации сети в ЦОД, что позволяет виртуализировать сеть, хранение и вычислительные ресурсы как один пул. Что касается NEC, мы занимаемся исследованиями и разработками в этой области уже много лет. NEC развернула первую сеть SDN для ЦОД в 2011 году, и сейчас насчитывается уже более 100 реализаций по всему миру, главным образом в Азиатско-Тихоокеанском регионе и США.
Так, например, NTT Communications имеет глобальную сеть виртуализированных ЦОД, где используются решения NEC ProgrammableFlow, в том числе в Европе — Лондоне, Франкфурте. Таким образом, продукты для реализации SDN в ЦОД уже доступны, а рынок входит в стадию зрелости, потому что провайдеры услуг начинают осознавать преимущества SDN для ЦОД. Следующим шагом станут SDN для транспортных территориально распределенных сетей для межсоединения ЦОД и для операторов для магистральных сетей.

Какие конкретно преимущества дает реализация SDN?

Джерри Финни: Два основных преимущества — сокращение затрат и быстрое предоставление новых услуг. Российский рынок быстро рос последние 10 лет, и сейчас он практически достиг насыщения. Теперь сотовый телефон, смартфон или планшет есть практически у каждого. Число абонентов прекратило расти. Поэтому операторы вынуждены сфокусироваться на оптимизации затрат — на эффективном использовании денег CAPEX и OPEX. И таким заказчикам SDN будет очень полезна. По сути, это программный продукт. Поэтому с его помощью проще и быстрее внедрить новые инновационные сервисы. А те могут стать новыми источниками прибыли для операторов.

Кто из российских заказчиков получит выгоду от SDN в первую очередь?

Акихиро Сакурай: В долгосрочной перспективе преимущества от реализации сети SDN могут получить разные категории заказчиков, но прежде всего от быстрой фабрики выгадают предприятия и центры обработки данных. Как вы знаете, технология SDN начала развиваться в университетской среде. В течение многих лет мы работали с Университетом Сан-Хозе и поставили много коммутаторов для университетов.
В России наши крупнейшие заказчики — телекоммуникационные операторы. Чтобы удовлетворить их потребности в этой области, нам нужно еще какое-то время для разработки решения SDN операторского уровня.

Операторы заинтересованы в первую очередь в виртуализации сетевых функций (NFV). Что здесь может предложить NEC своим традиционным клиентам?

Джерри Финни: У нас есть гипервизор операторского класса на базе открытого исходного кода, с помощью которого можно выполнять виртуализованные сетевые функции на коммерческих стандартных серверах. И поверх него мы пишем ряд виртуальных функций. Первой из них будет виртуализованное ядро Evolved Packet Core (EPC), поскольку именно в нем рынок нуждается в первую очередь.
Кроме того, у нас есть виртуализированное оборудование для установки в помещении клиента (Customer Premises Equipment, CPE). Таким образом, вы можете переместить абонентский шлюз, ТВ-приставку, МСЭ из дома или предприятия в облако. Что далее? На подходе виртуализованная система IMS и виртуализованный Session Border Controller.
Таким образом, у нас есть платформа виртуализации: наш гипервизор операторского класса — ключевой компонент решения. И мы развертываем сетевые функции в ответ на потребности рынка. Первой был виртуализованный EPC, который появился в середине прошлого года, а первое внедрение произошло уже в декабре.

А с чем, по-вашему, связан растущий интерес операторов и абонентов к малым сотам?

Наоки Иизука: Предназначение малых сот — ликвидация мертвых зон в покрытии макросети, создание хотспотов в местах скопления абонентов и организация второго (уличного) уровня сети LTE. Базовые станции обычно устанавливаются наверху, а на уровне улицы создается второй уровень в условиях плотной городской застройки. Это очень эффективно, потому что другого пути, кроме как переиспользовать спектр, чтобы справиться с трафиком, который растет в сотни раз, просто нет.
Помимо этого, 70–80% трафика генерируются внутри помещений, поэтому фемтосоты, которые эту проблему хорошо решают, становятся актуальны. Тем более сейчас все больше используют так называемые энергосберегающие стекла, которые не выпускают тепло, но одновременно не пропускают сигнал внутрь помещений. В новых домах и элитных бизнес-центрах эта проблема стоит очень остро. Внутренним покрытием эту проблему можно решить, использование фемтосот для этой цели очень удобно.

Видите ли вы рынок для малых сот 3G или делаете ставку на решения для 4G?

Наоки Иизука: Я думаю, что все возможности рынка 3G пока не исчерпаны. Вопросы с покрытием остаются и в случае 3G. В Европе можно часто сталкиваться с тем, что сигнал падает с 3G до GPRS и возникают проблемы с передачей данных. Так что малые соты 3G активно востребованы операторами. Так, упомянутое мной решение SpiderCloud предназначено для сетей 3G с Wi-Fi. Но мы в настоящее время разрабатываем двухрежимные соты с поддержкой 3G и 4G (с поддержкой Wi-Fi). Заглядывая вперед, можно сказать, что у 4G, несомненно, большой потенциал внедрения.

Какой тип малых сот наиболее востребован российским рынком?

Акихиро Сакурай: Я бы тоже хотел знать ответ на этот вопрос. В соответствии с заключенными контрактами мы поставляем решения для трех сегментов: фемтосоты, корпоративные фемтосоты или пикосоты, малые соты NPE. Однако мы не можем судить — и операторы тоже не могут судить — на данный момент, какой из этих сегментов будет расти быстрее остальных. Пока что этот рынок находится на начальном этапе своего развития. Мы внимательно следим за предпочтениями операторов и пользователей, выбираем наилучший способ предоставления наилучших сервисов для заказчика. Во всяком случае мы готовы к любому повороту событий — у нас есть решения для всех сегментов рынка малых сот.

Как вы оцениваете потенциал российского рынка малых сот?

Акихиро Сакурай: Мы рассматриваем этот растущий сегмент как стратегический. Согласно нашему прогнозу, мы ожидаем увеличения продаж в этом сегменте. Мы видим хорошую возможность для бизнеса. Российское правительство ослабило регулирование использования абонентских фемтосот. И теперь сотовые операторы продвигают эти устройства для конечных пользователей для привлечения новых абонентов. «NEC Нева» уникальна тем, что у нас есть контракты со всеми тремя крупнейшими российскими сотовыми операторами, — ни один другой вендор не может похвастаться подобным. Мы уже поставляли шлюзы этой тройке, а теперь обсуждаем с каждым из них («Вымпелком», «Мегафон», МТС) абонентские и корпоративные фемтосоты, а также внешние микросоты LTE.
Как вы знаете, сети LTE развертываются в крупных городах России. Операторы пока заняты развертыванием сетей на уровне макросот, наращивая емкость для обеспечения покрытия. Тем не менее «NEC Нева» поставила сеть микросот LTE в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар. Таким образом, и в этой области у нас накоплен определенный опыт внедрения таких решений. И мы готовы к расширению. Мы способны предоставить консультации, где лучше разместить малые соты для обеспечения наилучшего покрытия. Помимо дизайна сети, мы способны оказать помощь на месте — развернуть сеть и ввести ее в эксплуатацию.

В чем заключается эта помощь?

Акихиро Сакурай: Весь наш опыт показывает, что для успешного внедрения малых сот очень важно установить их в правильном месте. Если оператор знает, что у него есть перегруженный сектор, и ему кажется, что если туда поставить соту, то все будет хорошо, не всегда он угадывает с местом размещения. Сота функционирует, но трафика через нее проходит мало и существенного выигрыша не достигается. Поэтому NEC готова предложить услуги Traffic Detection — определить, где концентрируется трафик, чтобы установка малой соты принесла наибольшую выгоду оператору.
Кроме того, у нас есть уникальная технология программной оптимизации функций. Это самоорганизующаяся сеть (Self-Organizing Network, SON). Раньше специалистам приходилось производить настройку и адаптацию вручную, теперь наше программное обеспечение способно само осуществить оптимизацию сети. При этом возможность оптимизации не ограничивается исключительно сегментом малых сот. Наша SON может взаимодействовать с макросетью других вендоров. Так что это действительно уникальное решение, которое мы можем предоставить заказчику.

Подробнее: ЗАО «NEC Нева Коммуникационные Системы», e-mail: sales@nec.ru