По данным следствия, должностные лица ФСИН России, действуя в рамках реализации Постановлений Правительства РФ о создании системы и поставки оборудования СЭМПЛ для нужд уголовно-исполнительной системы, в нарушении законодательства неправомерно отказались от проведения открытого аукциона и действуя в интересах подконтрольного им ФГУП ЦИТОС ФСИН России, в целях устранения конкурентов, заключили между собой ряд государственных контрактов. При этом должностные лица ФСИН достоверно знали, что на момент заключения первого государственного контракта, а это ноябрь 2010 года, предприятие не имело производственного оборудования, зданий и сооружений для размещения производственных мощностей, что в свою очередь не позволяло создать законченный цикл производства оконченных устройств СЭМПЛ в Самарском филиале. Фактически, большую часть работ по производству устройств осуществляли сторонние организации, привлеченные ЦИТОС. Кроме того, стоимость заказанного оборудования была существенно выше реальной.
В результате реальная стоимость закупленного оборудования превысила 1,65 млрд руб. За счет намеренного завышения потребности в оборудовании СЭМПЛ (на конец 2012 года из 23900 закупленных комплектов оконечных устройств СЭМПЛ, в работе уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России использовалось только 9375 комплектов), должностным лицам ФСИН России удалось беспрепятственно завладеть этими денежными средствами, что в свою очередь причинило ущерб государству в особо крупном размере, говорится в сообщении комитета. Кроме того, было установлено, что в составе большинства устройств отсутствуют элементы, которые должны были отвечать за обработку сигналов системы ГЛОНАСС. Фактически эта продукция не могла использоваться по назначению, поскольку информация, поступавшая с так называемых «браслетов», была ложной.