На рынке электронных закупок в сегменте B2B начался новый виток развития. Во многом это связано с вступлением в действие закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», регламентирующего закупки компаний с долей государства более 50% и устанавливающего требования к проведению закупок, которые основаны на информационной открытости и свободной конкуренции. Нормы закона, требующие максимальной публичности закупок госкомпаний, установили принципиально новые правила закупочной деятельности в этой сфере и, тем самым, существенно повлияли на рынок электронных торгов.
Согласно оценкам B2B-Center, количество сделок, совершенных за 2012 год на основных электронных торговых площадках, специализирующихся на сегменте В2В, увеличилось более чем вдвое по сравнению с предыдущим годом.
Наряду с количеством торговых операций увеличился и объем сделок. Рост объема торгов значительно уступает динамике числа сделок, но, тем не менее, остается на высоком уровне — прирост относительно 2011 года составил 54%. Следует отметить, что показатели количества торгов и их объемов росли разными темпами. Это связано с тем, что в 2011 году на электронные торги вышли многие крупные промышленные компании. Они начали переводить в электронную форму закупки основных средств, и объемы таких сделок были весьма значительны. В 2012 году к уже работающим на рынке электронных торгов крупным компаниям присоединились представители среднего бизнеса. Сверхбольших закупок в 2012 году уже не проводилось. В результате количество сделок существенно выросло, но их объемы увеличились незначительно.
В 2012 году число заказчиков, организующих закупки на электронных площадках, выросло на 60%. В целом, в сегменте В2В ведется закупка преимущественно основных средств производства, поэтому само количество торговых процедур относительно невелико. Всего 1% от общего числа компаний проводит более 1 тыс. процедур в течение года. К их числу принадлежат компании-гиганты, преимущественно из энергетической отрасли.
В 2013 году показатели по объему рынка В2В, по количеству торгов и их участников будут увеличиваться, однако темп прироста немного замедлится. В связи с закупками товаров и услуг, перечисленных в постановлении Правительства РФ №616 (полиграфическая и печатная продукция, канцелярские принадлежности, автомобили) как обязательные для закупок в электронной форме, снизится величина среднего лота, изменится структура закупок по количеству торгов, и, как следствие, увеличится представителей малого бизнеса.
В настоящий момент электронные торговые площадки нацелены на сегмент наиболее крупных компаний. В поисках новых клиентов-заказчиков операторы торговых площадок начнут менять стратегию развития. В первую очередь, они приступят к экспансии на зарубежные рынки, преимущественно в странах СНГ. В дальнейшем произойдет переориентация электронных площадок на средний и малый бизнес.