Мировая аудитория пользователей мобильных геолокационных сервисов в 2012 году, по оценкам J'son & Partners Consulting, достигла 486 млн человек. Геолокационные сервисы (Location-based service, LBS) – тип информационных услуг, основанных на определении текущего местоположения мобильного телефона пользователя. Визуализационные возможности современных смартфонов позволяют отображать на экране электронные карты достаточно высокого качества, что позволяет использовать LBS для решения различных бизнес-задач, навигации и развлечений.
Различают два вида LBS. Первый — сервисы, основанные на определении местоположения абонента с использованием спутниковых систем навигации (GPS и ГЛОНАСС), второй — сервисы, основанные на определении местоположения абонента по отношению к базовым станциям оператора сотовой связи. Первый способ позволяет определить местоположения абонента с большей точностью, однако требуется, чтобы в мобильном терминале был установлен специальный модуль для связи со спутниками.
С 2002 года в России операторы сотовых сетей применяют LBS в коммерческих целях. В большинстве систем определения местоположения в России, предлагаемых сотовыми операторами, обязательным условием является получение от абонента разрешения на его «поиск». Такое разрешение иногда фиксируется в отдельном договоре с оператором, но чаще используется разрешение в виде ответа по SMS или USSD.
Параллельно с развитием технической оснащенности мобильных телефонов, а именно, с появлением смартфонов со встроенным GPS-модулем и формированием нового сегмента рынка мобильных приложений, менялась структура LBS-рынка. Появились новые участники рынка, помимо сотовых операторов: разработчики мобильных LBS-приложений и магазины мобильных приложений.
С середины 2000 годов LBS-технологии стали более массовыми. Основной приток аудитории был обеспечен за счет мобильных LBS-приложений, распространяющихся через магазины мобильных приложений.
Самыми популярными LBS-сервисами остаются навигационные приложения, проникновение которых составляет 46%. При этом быстрый рост демонстрируют сервисы социальных сетей, позволяющих «отметиться» в том или ином месте, например, Foursquare или Facebook Places. За год использование социальных LBS-сервисов выросло на 50% и теперь их охват составляет уже 13% пользователей.
В J’son & Partners выделяют три основные модели монетизации, применимых в мобильных LBS-приложениях: рекламная модель; модель, основанная на получении дохода от платных мобильных LBS-приложений; модель премиум-аккаунтов.
По оценкам аналитиков, объем мирового рынка мобильных LBS-приложений и сервисов по итогам 2012 года составил 3,75 млрд долл., а к 2016 году достигнет 16,89 млрд долл.